Минфин предложил правительству план бюджетной политики в условиях сокращения нефтегазовых доходов бюджета. Расходы увеличатся только по приоритетным направлениям, главные из которых — оборона и безопасность. Расходы на социальную сферу также увеличатся, однако на бюджетных местах в вузах, здравоохранении и субсидиях на оплату услуг ЖКХ сэкономят.
Первые контуры планов на ближайшие три года проявились в Основных направлениях бюджетной политики на 2013—2015 годы, опубликованных в среду Минфином. По статьям сокращения расходов финансовое ведомство пока спорит с другими ведомствами, но основные параметры правительство одобрило. Пожалуй, впервые доходы и расходы планируются меньше, чем это предусмотрено в действующем бюджете. Причина в сокращении нефтегазовых доходов
В этих условиях для выполнения предвыборных обещаний президента Владимира Путина (повышение зарплат учителям, врачам и другим категориям бюджетников), оформленных им в начале мая в виде указов, придется отказаться от неприоритетных расходных обязательств. При этом Минфин не скрывает, что прогноз не учитывает начало нового кризиса
Военно-социальная ориентация
Приоритетами для бюджета станут оборона, расходы на которую вырастут в 1,5 раза, и правоохранительная деятельность — прирост на 12%. В совокупности к 2015 году на них будет уходить не 30%, а 35% бюджета. На 7% больше предполагается выделять на социальную политику (с учетом трансферта в Пенсионный фонд) и на 9% — на охрану природы. Финансирование большинства остальных сфер ответственности государства предлагается сократить даже в номинальном выражении. К 2015 году почти на треть упадут расходы на СМИ, спорт и здравоохранение. Правда, экономить на здоровье не будут, обещает Минфин. Просто значительная часть расходов, которую ранее брал на себя бюджет, теперь будет покрываться за счет системы обязательного медицинского страхования.
На 7% снизятся госинвестиции в экономику и расходы на образование. Например, оптимизации расходов на высшее образование будет способствовать изменение нормы по количеству бюджетных мест в вузах. Число студентов, обучающихся за казенный счет, должно быть не менее 800 человек на каждые 10 тыс. граждан в возрасте от 17 до 30 лет. По данным Росстата, молодых людей в этом возрасте у нас в стране не более 22 млн человек. Это значит, что в вузах должно быть не менее 1,7 млн бюджетных мест. Всего в прошлом году там училось 5,8 млн студентов. Среднее число студентов на одного преподавателя будет доведено до 12 человек с нынешних 7—8 человек. На 1% сократится финансирование культуры, а также статьи «Общегосударственные вопросы», то есть госуправления. Особенно значительно — сразу на 40% и уже со следующего года — урежут довольствие законодательной власти и управлению делами президента.
Эффективные бюджетники
Ключевые предвыборные обещания касаются повышения зарплат бюджетникам. В отличие от прежней практики индексация не будет всеобщей. Задействуют так называемый эффективный контракт, по которому прибавка работника зависит от качества и объема выполненной работы. По замыслу Минфина, примерно треть прибавки обеспечит оптимизация расходов внутри отраслей. Столько же даст привлечение внебюджетных источников, то есть треть прибавки на зарплату бюджетные учреждения должны будут заработать сами. Там где это невозможно, большего вклада потребуют от региональных и муниципальных бюджетов. Не прошло «безнаказанным» заметное повышение довольствия военнослужащим. Теперь Минфин считает целесообразным «сокращение штатной численности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов». Планируется ежегодное, в течение пяти лет, сокращение численности призывников. Правда, при этом будет увеличиваться число проходящих службу по контракту.
Секвестр во благо
На 16% меньше к 2015 году будет тратиться федеральных средств на ЖКХ. К решению проблем этого сектора подключат местные власти. Изменится механизм предоставления субсидий на услуги для малообеспеченных. Получать их будут только те семьи, где среднедушевой доход менее двух прожиточных минимумов. С этого же момента планируется практически полностью отказаться от выделения субсидий на приобретение жилья (сейчас их получают, например, молодые семьи). С 2015 года не предусмотрено компенсаций на оплату жилых помещений медицинским работникам на селе. Будет пересмотрен перечень получателей многих социальных пособий и их размер: определять их будут регионы, «исходя из принципа нуждаемости».
Фитнес для бюджета
Привычку к профициту, который был у нас до кризиса, пора забыть. Приходится искать внутренние резервы, объясняет научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Приоритеты начинают проявляться в том, где больше экономим, а где меньше. А не в том, кому больше добавляем, а кому меньше». Пока предполагается, что политика экономии продлится до 2014 года. Реального прироста расходов в ближайшие два года не планируется. Раздутые в кризис расходы за это время будут сброшены. В итоге в 2015 году мы сможем позволить себе немного больше бюджетных трат, полагает Гурвич. Основные параметры по доходам и расходам будущего бюджета обычно очень близки к тем, которые даются Минфином в Основных направлениях бюджетной политики, напоминает Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Но на этот раз все может быть по-другому. Минэкономразвития при поддержке ведущих вице-премьеров будет добиваться, чтобы цена нефти, на основе которой рассчитываются основные параметры бюджета, была выше той, которую взял Минфин.
Андрей СУСАРОВ