Во Франции с 1 августа вступает в силу налог на финансовые транзакции, призванный обезопасить рынки от излишней волатильности и оградить инвесторов от пагубного влияния спекулянтов. Несмотря на то что многие детали применения нового налога пока остаются неизвестными даже самим властям, многочисленные эксперты утверждают, что инициатива окажется бесполезной тратой времени и сил. Настоящие акулы рынка сумеют обойти преграду, оставив регуляторам на растерзание лишь безобидных частных инвесторов.
Франция стала первой страной, решившейся на введение так называемого налога на финансовые транзакции — платы, которую участники рынка будут обязаны отдавать за совершение сделок на рынке акций и некоторых производных финансовых инструментов. Расставаться с определенным процентом с каждой сделки инвесторы будут обязаны уже с августа этого года, хотя многие детали применения инновационной комиссии до сих пор остаются неизвестными. Ожидается, что соответствующие ежегодные сборы составят около 1 млрд евро. Для сравнения, аналогичные по своей сути гербовые сборы в Великобритании ежегодно приносят казне Ее Величества 2,5 млрд фунтов (3,2 млрд евро).
В теории новый налог должен делиться на три составляющие. Первая — это налог на приобретение акций в размере 0,1% сделки (впоследствии ставка может вырасти до 0,2%). Он применяется исключительно к бумагам французских компаний, капитализация которых превышает 1 млрд евро. На сегодняшний день в этот список попадают 109 фирм. Предполагается, что именно они будут приносить властям наибольший объем средств. Вторая составляющая — это налог на высокоскоростных трейдеров (0,01% на порцию заявок), выставляющих за одну секунду определенное количество заявок на покупку или продажу бумаг. К третьей относится налог на приобретение CDS (0,1% стоимости контракта), который будут платить только те инвесторы, кто не имеет привязанного к контракту актива (спекулянты). От уплаты нового налога в любой из его ипостасей будут освобождены маркетмейкеры, клиринговые палаты, проводящие IPO компании, участники сделок РЕПО и сотрудники фирм, получающие акции в качестве бонусов.
Несмотря на кажущуюся с виду продуманность нового налога, эксперты отмечают, что его введение может оказаться бесполезным. Дело в том, что инвесторы смогут «бесплатно» продолжать зарабатывать на рынке акций за счет производных финансовых инструментов наподобие CFD. Эти деривативы позволяют делать ставку на повышение или понижение курсовой стоимости актива без приобретения самого актива. Это особенно важно, поскольку транзакционный налог будет платиться только в случае, если владельца меняет именно акция, а не какая-либо из ее производных. Такого рода инструменты были разработаны в Великобритании в 90-х годах прошлого века во избежание выплат гербового сбора (0,5% объема покупки). «Скорее всего, торговая активность переключится на CFD, как это произошло в Великобритании. Это будет означать, что крупнейшие игроки смогут избегать выплат нового налога, в то время как маленькие компании и частные лица будут вынуждены платить его», — цитирует журнал The Banker старшего аналитика Tabb Group Ребекку Хили.
Однако еще более ироничным является другой «недосмотр» составителей нового закона: с большой долей вероятности высокочастотным трейдерам, активно подвергающимся нападкам со стороны политиков, удастся частично избежать выплат, ограничившись лишь специально разработанной для них составляющей налога. Проблема кроется в тонкостях французского законодательства: передача прав собственности на актив происходит здесь только при закрытии торговой сессии, в то время как основная активность таких игроков наблюдается в рамках intra-day. То есть они не будут выплачивать самый обременительный налог на торговлю акциями.
Кстати, введение налога никак не поможет властям формировать запас наличности на случай кризисной ситуации или иной необходимости резкого вмешательства в ход торгов. Дело в том, что полученные от его сбора средства, как заявил президент Франции Франсуа Олланд, будут направлены на борьбу со СПИДом.
Евгений БАСМАНОВ