Российские граждане больше других обеспокоены предстоящим выходом на пенсию. По данным Accenture, только 4% работающих считают, что имеют достаточно накоплений, чтобы прожить в старости. Более половины не знают, как скопить себе на пенсию. Пессимизма добавляют постоянно меняющиеся правила игры — будущие пенсионеры боятся отмены накопительной части пенсионного страхования.
Россияне вместе с жителями Южной Кореи и Японии могут претендовать на звание самой пессимистичной нации в оценке перспектив своей жизни на пенсии. Только 4% граждан, опрошенных специалистами консалтинговой компании Accenture, считают, что у них есть сбережения, необходимые для выхода на пенсию. Самыми благополучными в этом отношении выглядят Индия и Китай, где необходимые для жизни в старости сбережения имеют 39 и 28% опрошенных соответственно. В таких странах, как США или Германия, порядка 19—21% граждан имеют накопления для пенсии.
В России также больше всего переживают, как прожить в старости. На вопрос «Испытываете ли вы беспокойство по поводу своего финансового положения по выходе на пенсию?» 92% опрошенных ответили утвердительно. Больше россиян о своей будущей пенсии переживают только мексиканцы и жители Южной Кореи. Население в странах с развитой экономикой беспокоится о том, как прожить на пенсии, гораздо меньше.
Это понятно, учитывая, что по сравнению с другими странами, где в среднем около трети респондентов сказали, что копят деньги на будущую пенсию (помимо обязательных отчислений), в России этот показатель заметно ниже: заботиться самостоятельно о своем достатке в старости у нас готовы только 12%. Одна из причин в том, что граждане не получают необходимой им информации о пенсионных услугах (так ответили 55% опрошенных), а еще больший процент респондентов заявили о том, что у них просто нет финансовой возможности откладывать себе на пенсию.
«В текущих экономических условиях люди все больше обеспокоены своим финансовым будущим, — говорит управляющий директор Accenture Марк Хэлверсон. — Они готовы откладывать деньги впрок, но часто не имеют достаточной информации о существующих возможностях накопления, а также ограничены в финансах». По его словам, исследование также выявило то, что существует значительный неудовлетворенный спрос на услуги планирования пенсий.
Эксперты также говорят о таком факторе, влияющем на уверенность российских граждан в своем пенсионном завтра и их решимости копить на старость, как государственная политика. В частности, последние заявления чиновников о возможной отмене накопительной части обязательного пенсионного страхования не добавили оптимизма гражданам.
«Если правила меняются раз в десять лет, то невозможно говорить о пенсионных сбережениях, — говорит председатель совета НПФ «Европейский ПФ» Евгений Якушев.— У нас и так за последние 20 лет было слишком много революций и не было спокойного будущего, которое нужно для долгосрочного финансового планирования». Кроме того, по его словам, в отличие от других государств, где уже давно существовали корпоративные пенсионные программы, в России примеры, когда человек получает высокую пенсию в дополнение к государственной страховке, просто единичны.
Проблема в том, что «никто не знает, что будет дальше с пенсионной системой», согласен президент НПФ «Первый национальный ПФ» Виталий Плотников. «Для нас это стало стилем жизни, — говорит он. — В этих условиях трудно решиться откладывать себе
Альберт КОШКАРОВ