Индия и Китай. Западные инвесторы любят сравнивать две самые густонаселенные страны мира, как если бы их экономики отличались лишь этапом и скоростью развития. За первое десятилетие XXI века ВВП Китая рос в среднем на 10,3% в год, весьма впечатляющие 7,4% показала и Индия.
Но инвесторам следует перестать думать об Индии как о Китае 2.0. Если Китай — это исключительно экспортная история, то индийская экономика процветает за счёт внутреннего потребления.
настоящее время в Индии существуют две дюжины фондов взаимных инвестиций и биржевых фондов. В них можно вкладывать средства с расчётом на долгосрочный экономический рост страны. После мрачного 2011-го индийские взаимные фонды начали этот год с мощного старта.
Экономический рост Индии может замедлиться, но управляющие фондов видят долгосрочные возможности на уровне компаний. «В Индии огромное количество клиенто-ориентированных компаний, которые могут извлечь выгоду из структурного роста», — говорит Сэмми Симнегар, руководитель Международного инвестиционного фонда Fidelity. Причем государству не принадлежат крупные пакеты почти ни в одной из этих компаний. В Китае же все наоборот.
Значительную роль в Индии продолжает играть ее демография. К 2030 году по численности населения она обгонит Китай. При этом сейчас это одна из самых молодых наций среди стран с формирующимся рынком. Почти половина граждан моложе 25 лет.
«На большинстве развитых рынков наблюдается спад, особенно в Японии. Китай и другие уже миновали свой пик», — говорит Прашант Кхемка, управляющий директор и главный специалист по управлению активами Goldman Sachs Индия.
Растущее население трудоспособного возраста открывает для Индии огромные перспективы, но одновременно является для нее большой угрозой. Сможет ли ее экономика обеспечить достаточное количество рабочих мест? Шарат Шрофф, менеджер индийского фонда Matthews, который с момента создания в 2005-м приносил инвесторам в среднем 10,2% в год, указывает на инвестиции в инфраструктуру как критически важный шаг для получения индийских «демографических дивидендов».
Экономисты и аналитики говорят, что ключевое значение будет иметь сохранение темпов роста ВВП на уровне 7% и более. Причём для сохранения таких темпов большое значение имеет переселение деревенских жителей в города. «Около 30% населения Индии — городское, — отмечает Кхемка. — По некоторым подсчётам, движение рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность и сферу услуг может добавить 1% роста ВВП в год».
Потенциальным инвесторам в индийские фонды следует иметь в виду, что, в отличие от Китая, Индия является чистым импортером, поэтому именно здоровье ее экономики, а не ситуация в мире, будет стимулировать доход от инвестиций.
Многие управляющие фондов сосредотачиваются на наиболее популярных индийских акциях и международных компаниях, которые создали значительные иностранные подразделения в Индии. Например, Хью Саймон, менеджер индийского фонда Dreyfus, владеет акциями таких компаний, как Novartis Индия, Nestle Индия, Pfizer Limited и Whirlpool Индия. Его фонд принёс около 10,9% прибыли в этом году. Симнегар из Fidelity также предпочитает компании потребительского сектора с сильными брендами.
В мае индийское правительство в два раза сократило налоги на прирост долгосрочных капиталовложений для частных инвесторов и одновременно отсрочило внедрение новых налоговых законов по крайней мере до апреля 2013 года: это хороший знак.
Как и на любом развивающемся рынке, инвесторы в Индии должны быть готовы рисковать. Индия, например, является пятым среди крупнейших импортеров нефти в мире. Если всплеск цен на нефть замедлит рост ВВП, демографические дивиденды Индии можно и не получить.
Крис БАРТ