Согласно обзору изменения условий банковского кредитования (УБК) за второй квартал, опубликованному сегодня в вестнике Банка России, в апреле-июне наблюдался рост спроса на банковские кредиты со стороны всех категорий заемщиков. Обзор подготовлен на основе результатов опроса 68 крупнейших банков, на которые приходится свыше 85% российского кредитного рынка. После снижения в начале текущего года во втором квартале спрос на кредиты со стороны населения увеличился на треть, корпоративные заемщики продемонстрировали еще более резкий рост спроса: предприятия малого и среднего бизнеса — в два раза, крупные корпоративные заемщики — почти втрое.
Впрочем, если незначительное увеличение спроса на кредиты со стороны граждан во втором квартале носит скорее сезонный характер, то для резкого спроса на банковские ресурсы со стороны корпоративных заемщиков есть объективные причины. Как следует из материалов обзора, банки отмечают ухудшение условий как внутреннего, так и внешнего фондирования. Для компаний ситуация с фондированием еще более печальная, указывают участники рынка. «Для подавляющего большинства корпоративных заемщиков долговые рынки — как внутренние, так и внешние — во втором квартале полностью закрылись,— говорит зампред правления Нордеа-банка Михаил Поляков.— В таких условиях у них не осталось альтернативы банковским кредитам, что спровоцировало повышенный спрос».
Однако банкиры не спешат воспользоваться ситуацией для увеличения темпов роста корпоративного кредитного портфеля, которые пока значительно отстают от розничного (в первом полугодии, по данным ЦБ, 6,2% против 18,4% соответственно). Как следует из обзора изменения УБК, во втором квартале в целом произошло ухудшение условий кредитования корпоративных заемщиков. Об ужесточении условий кредитования для крупных корпоративных заемщиков сообщили 20% банков; 70% не изменяли условий; в сегменте малого и среднего бизнеса ужесточение условий кредитования провели 25% опрошенных банков; 20% сообщили об их смягчении. Основные ужесточения в сегменте корпоративного кредитования коснулись повышения уровня ставок по кредитам и сокращения сроков кредитования.
«Сохраняющаяся неопределенность перспектив развития финансового и реального секторов мировой экономики привела к более высокой оценке рисков по долгосрочным кредитам,— отмечается в материалах ЦБ.— Ряд банков снижали максимальный срок кредитования».
Поведение банков шло вразрез с нуждами заемщиков. Согласно обзору ЦБ, спрос на долгосрочные кредиты вырос в два раза больше, чем на краткосрочные ресурсы. «Дальнейшее финансовое состояние корпоративных заемщиков в текущих условиях действительно вызывает опасения, поэтому даже если банки и готовы предоставлять длинные кредиты, то по существенно более высоким ставкам, чем короткие»,— говорит Михаил Поляков, добавляя, что доступ самих банков к длинным деньгам сейчас ограничен. По словам участников рынка, разница в ставке по долгосрочным и краткосрочным кредитам может доходить до 5 процентных пунктов. «Реальная проблема в том, что соотношение кредитов к депозитам по банковской системе в целом уже превышает 100%, поэтому источником для дальнейшего наращивания кредитования являются средства, предоставляемые банкам ЦБ и Минфином, а они краткосрочные»,— говорит гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников.
Впрочем, крупнейшие банки пока могут позволить себе сохранять условия по долгосрочным кредитам на прежнем уровне. Как сообщил «Ъ» начальник управления кредитования и проектного финансирования департамента по работе с крупнейшими клиентами Сбербанка Федор Сапронов, в Сбербанке не менялись сроки кредитования. «Те заемщики, которые традиционно нуждаются в длинных деньгах, могут привлечь их на тех же условиях, что и в конце прошлого года»,— отметил он. В ВТБ отказались комментировать условия предоставления кредитов корпоративным клиентам.
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА