Правительство Латвии приняло решение об отмене ряда налогов на сделки между местным бизнесом и нерезидентами, а также на прибыль, получаемую местными компаниями от торговли с партнерами в Евросоюзе, не являющимися оффшорами. С 2014 года планируется отменить налоги на прибыль от аналогичных сделок и с российскими компаниями. Это сделает ведение бизнеса с Латвией необычайно привлекательным. На фоне проблем еврозоны Латвия со своей национальной валютой может оказаться в выигрыше.
В выигрыше все
По сообщению телеканала Bloomberg, россияне начинают активно переводить свои капиталы из банков Кипра в латвийские банки. Речь может идти об активах до 1,2 млрд долларов только за 2012 год. Всего же на счетах латвийских банков примерно 10 млрд долларов, принадлежащих нерезидентам — гражданам и фирмам из России, Украины и Казахстана.
Причины столь активного притока капитала — латвийское законодательство и предстоящие послабления в налоговой системе, рассчитанные на привлечение иностранного капитала. «С одной стороны, бизнесменам больше не придется платить налоги с процентных платежей, перечисляемых латвийскими компаниями иностранному контрагенту, от сборов будут освобождены роялти и дивиденды латвийскому населению и бизнесу от зарубежных эмитентов. Вероятно, власти таким образом гарантируют вновь открываемому бизнесу защиту от множества скрытых комиссий и выплат, при этом в выигрыше будет и местный, и иностранный бизнес на территории Латвии», — считает аналитик «Инвесткафе» Анна Бодрова.
Изменения налогового законодательства помогут Латвии стать заметным игроком на европейском рынке инвестиций. «Конкурировать со столь любимым россиянами Кипром, Мальтой и даже соседней Эстонией Латвии вполне по силам. Условия налогообложения сопоставимы», — уверена руководитель отдела международного налогового планирования и структурирования бизнеса юридической компании Prime Consulting Татьяна Лютинская. Процедура регистрации юридического лица в Латвии проста, не требует личного присутствия учредителей. Стоимость обслуживания компании существенно ниже, чем, например, в Швейцарии, Люксембурге, Дании или Швеции.
Сеть соглашений об избежании двойного налогообложения, столь существенных в инвестиционной деятельности, в Латвии достаточно широка, чтобы обеспечить функциональность холдингового режима. «Уже действуют соглашения с 51 страной, в их числе практически все европейские государства, США, Канада, Китай, а также страны СНГ — Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан. Долгожданное соглашение с Россией должно быть ратифицировано Госдумой РФ до конца года и вступить в силу в 2013-м», — говорит Лютинская.
Ближе, чем Швейцария?
«Латвия продолжит оставаться очень привлекательным местом. Есть серьезные сигналы о том, что деньги уходят из России, Кипра и направляются в другие страны Евросоюза», — прокомментировал ситуацию министр финансов Андрис Вилкс. Латвия работает над своим образом инвестиционной гавани, не относящейся к классическому списку оффшоров. Так, налог на добавленную стоимость снижен с 22 до 21%, а налог на прибыль в течение трех лет уменьшится на 5%.
Немаловажную роль играет и система получения вида на жительство, запущенная в 2011 году. Нерезидент, инвестировавший в латвийскую экономику более 200 тыс. евро, имеет право претендовать на вид на жительство. Программа «Вид на жительство в обмен на инвестиции» уже принесла стране около 300 млн евро прямых инвестиций от граждан России, Украины и Казахстана.
Следует отметить, что объем нерезидентских вкладов в банковской системе Латвии уже превышает 50%. В самой известной в мире банковской державе, Швейцарии, этот показатель равняется примерно 43%. «Мы ближе, чем Швейцария» — с таким маркетинговым слоганом в докризисную эпоху стартовал на рынках СНГ латвийский банк Parex, ставший впоследствии жертвой кризисных явлений.
«В Латвии как в молодой экономике накоплено мало местного капитала. Крупные промышленные предприятия, например Liepаjas metalurgs, возникли все же в период, когда капиталовложения делались по приказу и плану. Те же компании, которые пытались вкладывать средства при помощи банков, столкнулись в кризис с серьезными проблемами по обслуживанию этого финансирования. И это не камень в огород банков, а природа банковского финансирования, и в Латвии есть множество примеров, когда банки шли навстречу предприятиям», — заявила генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей Лига Менгельсоне в интервью Dienas Bizness.
Несмотря на активный приток средств, латвийские банки не спешат швыряться деньгами. После бума кредитования 2004—2008 годов и последовавшего за ним кризиса как банки, так и латвийские заемщики настороженно относятся к ипотечным кредитам и бытовым лизингам. Увеличение количества денег в банковской системе пока не привело к росту уровня кредитования. По данным исследования, проведенного агентством TNS, 71% жителей Латвии за последний год не брали кредиты и не обращались к лизингу. При этом среди общего объема заимствований здесь доминируют не банковские ссуды, а средства, занятые у компаний быстрых кредитов. В 2011 году эти компании выдали 1,5 млн таких кредитов, средняя сумма которых составляет 300—500 евро.
Это свидетельствует о том, что банки занимают выжидательную позицию, что согласуется с планом правительства Латвии по реиндустриализации, объявленным в конце 2011 года. Министерство экономики сообщило, что намерено довести долю промышленности в структуре национальной экономики с 14 до 20%. Для этого очень пригодились бы средства банков, но последние осторожничают и в секторе корпоративных финансов, кредитуя даже крупные предприятия с большой опаской. Так что заграничные инвестиции придутся в Латвии как нельзя кстати.
Юрий ГУРАЛЬНИК