В I полугодии 2012 года рост объемов нового бизнеса лизинговых компаний — участников нашего традиционного исследования — составил 45,7% и шел в основном за счет крупных игроков: на объем нового бизнеса первой пятерки лидеров приходится почти 3/4 от общего объема по всем участникам исследования.
Динамика превосходит общероссийские показатели: по предварительным оценкам агентства «Эксперт РА» (федеральный рейтинг будет опубликован в октябре), в целом по России сумма заключенных контрактов лизингодателей выросла на 37% по сравнению с первой половиной 2011 года. Объем нового бизнеса составил по России в целом 712 млрд рублей, при этом совокупный лизинговый портфель увеличился до 2,1 триллиона. Объем нового бизнеса участников нашего исследования на 1 июля 2012 года лишь немного превысил 22 млрд рублей, а совокупный лизинговый портфель достиг 51,3 млрд рублей. «На рынке наблюдается оживление, но сдержанное. Летние колебания курса рубля практически не отразились на планах клиентов: в целом бизнес стал спокойнее относиться к ситуациям на финансовых рынках», — рассказывает заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Западно-Сибирскому региону Елена Дергач.
Ключевое отличие от прошлого года — спрос рос не только на восстановлении старых связей. По словам главного аналитика «Росагролизинга» Евгения Юдина, за первое полугодие клиентская база компании выросла на 2,6 тыс. юридических лиц. И новые клиенты пришли совсем не за дешевым оборудованием, на это указывает существенно (на 80%) возросшая сумма одной сделки. В целом же сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС — 8,79 млрд рублей.
Основные сегменты
Практически весь новый бизнес лизинговых компаний — это транспорт и специальная техника (в первую очередь вагоны, грузовики и тракторы). Лидер рейтинга — группа компаний «Альфа-Лизинг» — поднялась на эту строчку за счет дорогостоящей железнодорожной техники (на нее приходится 93% объемов нового бизнеса группы в Сибири). «Драйвером роста по-прежнему остается рынок железнодорожного транспорта. Наш портфель в СФО сформирован в основном в данном сегменте. Открыв новые филиалы, мы планируем диверсифицировать наш бизнес в сторону автомобильного, грузового транспорта и спецтехники», — говорит директор по развитию ГК «Альфа-Лизинг» Иван Перелешин. Можно было бы говорить о монополизме в этом сегменте, если бы не позиции ГТЛК, также активно действующей в этом направлении.
Сегменты грузового автотранспорта и спецтехники растут намного медленнее рынка — соответственно 12% и 18%. Спрос на обновление транспорта сохраняется, но у лизингодателей, которые ориентированы только на эти сегменты, возникли заметные провалы в бизнесе. «Увеличение конкуренции за клиента привело к существенному снижению ставок по лизингу. Наибольшим спросом пользуются лизинговые продукты с наименьшей стоимостью. А источником финансирования по таким продуктам являются кредитные организации, осуществляющие финансирование в рамках государственных программ», — указывает на причины сложившейся ситуации Елена Осетковская. То есть клиенты ориентируются на цену лизинга, а государство вмешивается в рынок, создавая особые условия для отдельных производителей техники. Заместитель генерального директора по финансам и экономике Промышленно-инвестиционной компании Владимир Поликаров отмечает, что аналогичную систему внедряют у себя и большие федеральные компании. И в последнее время спрос сместился в пользу продуктов с дотируемой ценой (когда лизинговая компания имеет скидку на товар поставщика, согласованную на федеральном уровне). «Наибольшим спросом пользуются программы, разработанные совместно с поставщиками. И мы ведем планомерную работу по увеличению совместных предложений, расширяем список партнеров-поставщиков», — объясняет начальник управления по работе с клиентами компании «ЭКСПО-лизинг» Андрей Коптелин.
Ресурсы местных игроков на этом поле ограничены, поэтому они вынуждены искать другие ниши. Например, лизинг легковых автомобилей — один из перспективных и недооцененных, по мнению экспертов, сегментов. «Пока относительно небольшая доля транспорта приобретается юридическими лицами в лизинг (1—3% от общего объема продаж по сравнению с 20—30% в Европе). Крупные автолизинговые компании с долгосрочным западным финансированием привносят на этот рынок новые продукты и расширяют возможности приобретения служебного транспорта юридическими лицами и предпринимателями», — говорит вице-президент по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. Пока можно говорить о том, что компании, ориентированные исключительно на автолизинг (Carcade и частично Europlan), чувствуют себя на рынке достаточно уверенно и показывают хорошую динамику портфеля.
Рост на госпрограммах
Госкомпании растут и агрессивно привлекают новых клиентов, так как имеют доступ к сравнительно недорогому фондированию и участвуют в отраслевых программах модернизации, инициированных государством. «Принятие постановления правительства № 1212, обеспечивающего возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей, простимулировало спрос на региональные воздушные суда. Авиакомпании стали активнее обновлять свой парк. В деятельности ГТЛК в регионе стоит отметить контракты с авиакомпаниями «Томск Авиа» и «КрасАвиа» на поставку малых воздушных судов. А рост спроса на дорожную технику обусловлен увеличением финансирования отрасли, воссозданием системы дорожных фондов. Спрос на лизинг пассажирского транспорта стимулируют различные региональные программы, а также ужесточение требований к техническому состоянию автобусных парков», — приводит примеры директор по развитию бизнеса ГТЛК Владимир Добровольский.
Подобная ситуация складывается и в сегменте сельскохозяйственной техники. Программа обновления парка сельхозтехники, реализуемая при поддержке федерального бюджета, позволила «Росагролизингу» показать прирост портфеля на 263% (при этом доля сельхозтехники в новом бизнесе составила 87%). «В целях развития направления нашей компанией проводится целенаправленная работа по снижению стоимости предметов лизинга и увеличению гарантийных сроков со стороны производителей техники», — рассказал главный аналитик «Росагролизинга» Евгений Юдин.
Безусловно, госпроекты — это благо для лизинга. И руководители лизинговых компаний на протяжении многих лет, как мантру, твердят слова о том, что глобального роста рынка стоит ждать только с появлением больших инфраструктурных проектов, под которые их клиенты получат соответствующее финансирование. Но монополизация рынка госкомпаниями — опасная тенденция. Ведь государственный лизинг проникает даже в те сегменты, где успешно работает частный капитал. Итогом чего становится ухудшение качества портфеля частных компаний и уход части из них с рынка. «Рынку нужна конкуренция, а большая доля компаний с государственным участием приводит к снижению рентабельности в целом. В то же время, госкомпании рассчитаны на стандартизированный продукт — чаще это железнодорожный и авиатранспорт — в других сегментах гораздо сложнее делать стандартные продукты и типовые решения. Сделать типовой продукт на рынке оборудования — крайне сложно. В подобных сегментах небольшие региональные компании более мобильные и гибкие, они могут быстро подстраиваться к изменениям на рынке. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций», — считает Александр Михайлов.
Еще одно вечно перспективное направление — это оперативный лизинг (аренда оборудования с последующим возвратом лизингодателю), на недостаточное законодательное закрепление которого всегда сетуют лизинговые компании. Основное отличие таких сделок — это форма договора, более низкая ставка удорожания (как правило), что связано с удешевлением имущества по причине физического износа. Тем не менее такие сделки на рынке СФО — пока штучный продукт, в этом году в соответствующей графе анкеты мы обнаружили цифры по данному финансовому инструменту только у двух компаний. «В первой половине 2011 года общий объем сделок оперативного лизинга в нашей компании составил более 35 миллионов рублей. Но они не носят систематического характера, в первой половине 2011 года они были, в этом году — нет. В оперативный лизинг приобретались в основном автотранспорт, спецтехника и недвижимость, и принимал участие в данных сделках только региональный бизнес», — говорит начальник финансового отдела ЗАО «Промышленно-инвестиционная компания» Анна Прохорова. При этом в компании отмечают, что рассчитывают на дальнейший выкуп оборудования (что идет против самой сути оперативного лизинга, который подразумевает возврат предмета лизинга компании).
У второго участника рейтинга, отразившего сделки оперативного лизинга в анкете, — компании «Росагролизинг» — речь и вовсе шла о передаче уже работающей техники, изъятой у сублизингодателя, напрямую лизингополучателям. «Сделки сублизинга сегодня заключаются значительно реже, чем лизинг в «чистом виде». Но в некоторых ситуациях он действительно является неплохим вариантом защиты интересов участников лизинговой сделки. Существуют два варианта, когда стороны прибегают к договору сублизинга: слабое финансовое состояние лизингополучателя или желание контролировать дочернюю компанию и ее бизнес. В первом случае — это компании-новички, пока не состоявшиеся как самостоятельный устойчивый бизнес, во втором — удобный инструмент в руках крупных компаний и холдингов. Для успешной реализации данного инструмента необходимо в первую очередь введение в законодательство понятия оперативного лизинга и придание ему правового статуса», — отмечает ведущий аналитик «Росагролизинга» Дмитрий Бакавчук.
Наконец, важный резерв роста — это появление в регионе сложных индустриальных проектов. По общему мнению экспертов, промышленные предприятия реанимировались после кризиса и активно занялись обновлением производственных мощностей, ведь необходимость замены оборудования по причине его износа по-прежнему остается актуальной. «В 2012 году, несмотря на ожидания кризиса, в новые проекты модернизации входят производственные компании, приобретая дорогостоящее металлообрабатывающее оборудование, в основном произведенное в Европе. Стоимость одного станка может превышать 200 тысяч евро», — говорит Елена Дергач.
Евгения МАРКОВА, Станислав МЕЛЬНИКОВ
Инфографику и таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.