Смольный хочет строить инфраструктуру исключительно по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП). По крайней мере для финансирования двух новых трасс — магистрали № 7 и автодороги с мостом в створе улиц Фаянсовой и Зольной — рассматривается только такой вариант. Банки, в свою очередь, оценивают рынок ГЧП в Петербурге как перспективный и готовы финансировать проекты, однако надеются на дополнительные меры по снижению рыночных рисков со стороны государства.
Никуда без ГЧП
Правительство Петербурга в настоящее время обсуждает финансовые модели строительства двух новых автомагистралей, проекты которых должны быть готовы к 2014 году. Это так называемая магистраль № 7, которая должна стать дублером проспекта Энгельса, и трасса в створе Фаянсовой и Зольной улиц от Западного скоростного диаметра до КАД. Как сообщил председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры администрации Борис Мурашов, модели могут быть разные, но в рамках одного варианта — государственно-частного партнерства.
Схема ГЧП в Петербурге работает и развивается давно. Строительством новых магистралей уже заинтересовались три банка: ВТБ, Сбербанк и Ситибанк, и у каждого из претендентов есть опыт участия в проектах ГЧП в Северной столице. Так, в частности, при участии ВТБ в Петербурге строится новый терминал аэропорта Пулково и платная автодорога Западный скоростной диаметр. Сбербанк же предоставил финансирование для строительства пассажирского порта «Морской фасад». Ситибанк пока не участвовал напрямую в финансировании крупных петербургских ГЧП-проектов, однако он выступил консультантом в сделке по Пулково.
«Петербург был первым регионом, в котором был принят региональный закон о ГЧП, ставший модельным законом для иных регионов. Это было одним из стимулов для последовавшей активной деятельности администрации Петербурга по структурированию и запуску сразу нескольких ГЧП-проектов», — напоминает партнер, руководитель российской практики ГЧП международной юридической фирмы Salans Карина Чичканова. По ее словам, в результате город обладает командой профессионалов, опытных и готовых реализовывать новые нестандартные проекты. «Эта команда понимает требования банков, соответственно, банкам удобнее работать с администрацией Петербурга», — отметила
Непочатый край
Два из трех претендентов на финансирование строительства новых трасс — российские госбанки. Международные банки пока осторожно относятся к участию в ГЧП-проектах в России. До сих пор в подобных проектах участвовали только такие международные финансовые институты, как ЕБРР. По мнению управляющего филиалом ЗАО «КБ «Ситибанк» в Санкт-Петербурге Руслана Беляева, это происходит по трем причинам. Во-первых, концессионные соглашения пока не соответствуют западноевропейским стандартам; во-вторых, российские банки готовы предоставлять финансирование на более благоприятных условиях для заемщиков; в-третьих, законодательство в области ГЧП в России только развивается.
Тем не менее банки рассматривают ГЧП как перспективное поле деятельности. Ситибанк высоко оценивает потенциал рынка инфраструктурных ГЧП-проектов. «Если оценить потребность в финансировании инфраструктуры в России, то она чрезвычайно велика. По оценкам специалистов, это несколько десятков миллиардов долларов ежегодно», — говорит
«В Северо-Западном федеральном округе преимущественная доля инвестиционных проектов тем или иным образом связана с государственным заказом, проектами ГЧП, региональными программами субъектов Федерации», — заметил, в свою очередь, заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра ВТБ — старший вице-президент Владислав Трофимов.
Никто не хочет рисковать
Основное преимущество ГЧП для инвесторов и финансовых институтов — сравнительно низкий уровень риска. «Нам интересны такие проекты, поскольку риски здесь ниже, чем при кредитовании частного бизнеса», — отметил
Несмотря на это, банки в один голос требуют от государства дальнейшего снижения рыночных рисков. «Первые ГЧП представляли определенный уровень регресса на государственные субъекты в отношении финансирования. Вектором развития будет снижение объема регресса по мере того, как структура ГЧП будет дальше опробоваться и развиваться в России», — считает Руслан Беляев. Однако, по его словам, это потребует заключения договоров о концессии, более надежно обеспечивающих права инвесторов, в которых будет сокращен или упразднен рыночный риск и будет четко изложен механизм компенсации инвестору и финансовым институтам в случае досрочного прекращения действия концессии.
Владислав Трофимов полагает, что государство может снизить уровень рисков, которые берут на себя банки, через такие механизмы, как субсидирование процентных ставок, предоставление гарантий по кредитам и, наконец, прямое участие в проектах.
В то же время, по мнению г‑жи Чичкановой, основным фактором, необходимым для роста рынка проектов ГЧП, помимо совершенствования законодательства и других подобных мер является политическая стабильность и последовательность государства в исполнении принятых решений. «Хотя данное утверждение в равной степени справедливо для любых инвестиционных проектов», — заключила представительница Salans.
Мария ЛЕТЮХИНА