К процессу формирования мегарегулятора финансового рынка подключилась администрация президента. С претензиями к проекту в рамках президентского экономического совета выступили участники фондового рынка. Инвесткомпании готовы самостоятельно финансировать работу надзорного ведомства.
Экономический совет администрации обсудил перспективы проекта в четверг, сказал «Газете.Ru» один из участников совещания. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев подтверждает: «Это было обсуждение с профучастниками, представителями саморегулируемых организаций (СРО) и экспертами в рамках экономического экспертного совета. Соответственно никаких решений там не предполагалось».
На инвестиционном форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!» Владимир Путин предложил банковскому и инвестсообществу подключиться к обсуждению этого вопроса. «Вопрос кардинального улучшения системы регулирования давно назрел, и с его решением, конечно, лучше не затягивать», — сказал президент.
Участник последовавшего обсуждения в администрации президента говорит, что позиции профильных ведомств не изменились. Ранее заинтересованные службы — Минфин, Центробанк и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) — дали принципиальное согласие на создание нового ведомства через вхождение ФСФР в состав ЦБ в качестве независимого агентства. Сроки реализации авторы проекта определил довольно жесткие: до 1 марта 2013 года планировалось внести в Госдуму проекты федеральных законов по передаче ЦБ полномочий ФСФР.
Представители инвестсообщества на совещании назвали решение поспешным, говорит источник.
«Сейчас ЦБ поднадзорны около 1100 банков. В ведении ФСФР от 5000 до 7000 субъектов, но для ФСФР они основной предмет деятельности. Есть опасения, что ЦБ будет стремиться сократить индустрию до того уровня, который не будет создавать для него дополнительной моральной ответственности», — обосновал председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев, участвовавший в обсуждении. Он заверил, что на совещании не был одинок в своих доводах.
Другой представитель инвестсообщества более резок в оценках: «Ключевая задача ЦБ — сохранять стабильность рубля и банковского сектора. Подход ЦБ известен: поднять требования и ограничить число участников».
Отношение к небанковскому финансовому рынку и его развитию будет второстепенным, опасается Тимофеев. Он также указывает на возможность конфликта интересов: ЦБ — активный участник финансового рынка, собственник Сбербанка и Московской биржи.
Идея создания мегарегулятора стала активно обсуждаться в конце августа, когда о ней заговорили на двух совещаниях — у помощника президента Эльвиры Набиуллиной и у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Путей было предложено два: либо усилить ФСФР материально и кадрово, либо присоединить службу к ЦБ.
Главным аргументом сторонников присоединения является дефицит ресурсов ФСФР, говорит Тимофеев. «Но эта проблема может быть решена по-разному, в том числе, по крайней мере отчасти, за счет внутренней реорганизации ФСФР, отмены или перераспределения части ее функций в СРО, что более правильно», — рассуждает он.
Президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров заявляет, что в ведомстве страшная текучка. Но увеличить финансирование ФСФР возможно и без слияния с ЦБ — за счет финансового рынка, говорит он. Александров приводит в пример международную практику, когда регулятор финансируется за счет лицензионных взносов профучастников и взносов с оборотов более $1 млн на бирже: «Прибыль биржи 36 млрд рублей, если отщипнуть немного, она не заметит».
«Делать такого зверя, который существует только в Казахстане и Сингапуре, наверное, не стоит», — добавил глава НПУ.
Тимофеев предполагает, что переходный период в рамках реформы приведет к потере уровня регулирования и надзора не менее чем на год, а более вероятно, что на 2—3 года.
Сергей ТИТОВ