Слабый бюджет, дешевая нефть и социальная нестабильность, как следствие, — о таких рисках правительство Дмитрия Медведева предупредил Алексей Кудрин, резюмируя мнения экспертов Всемирного экономического форума. Премьер-министр принял к сведению, но заметил, что рассчитывает на умеренно оптимистичный сценарий и масштабную приватизацию.
Созданный по инициативе Всемирного экономического форума (ВЭФ) Международный экспертный совет по России воскресным вечером провел в Москве первую встречу экспертов, чиновников и представителей бизнеса.
Целью был обмен мнениями о будущем российской экономики и обсуждение сценариев развития до 2030 года. На первую встречу приехал премьер-министр Дмитрий Медведев. А экспертный совет возглавляет бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, который лишился должности после конфликта с Медведевым, занимавшим тогда пост президента. Причиной стали разногласия по бюджетным расходам.
Кудрин на встрече в московском «Балчуге» утверждал, что «практически никакого напряжения не чувствовал», а Медведев пообещал использовать рекомендации экспертного совета в работе правительства, хотя и пошутил, что «может, лучше просто поесть и дискуссии прекратить на этот вечер».
Но дискуссии снова были сосредоточены вокруг социальных и военных расходов. Эксперты ВЭФ назвали структуру российского бюджета слабой, «недостаточно совершенной» и раскритиковали дефицит ресурсов на образование, здравоохранение, инфраструктуру.
Экспертный совет во главе с Кудриным одобрил переход Минфина на расчет бюджетных показателей на основе долгосрочной динамики цен на нефть — бюджетное правило. «Но мы понимаем, что его трудно будет удержать», — заметил Кудрин.
По его словам, совет ВЭФ по России, куда входят 16 человек, среди самых серьезных вызовов будущему России называл зависимость от цен на энергоресурсы. «И все сходятся во мнении, что нам нужно ожидать снижения [цен на нефть] в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — отметил финансист. По его словам, пока высокая цена на нефть «снижала стимулы к формированию институтов». А снижение сократит доходы населения, а это может вызвать «некие беспокойства», — предупредил Кудрин.
«В настоящий момент у нас безальтернативный путь — усиливать работу институтов, которые обеспечивают защиту частной собственности, верховенство закона, работу финансовых органов, децентрализацию полномочий в регионах», — резюмировал он, добавив, что нежелательным сценарием в такой ситуации может стать усиление влияния государства в экономике, создание новых государственных корпораций, «которые будут подменять рыночные механизмы и рыночные институты».
Бюджет России на 2013—2015 годы пока окончательно не согласован, в него пришлось заложить средства на реализацию майских указов президента Владимира Путина. Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что на эти цели пойдет 1,145 трлн рублей (277 млрд в 2013-м, 381 млрд в 2014-м, 487 млрд рублей в 2015-м). Еще 1,5 трлн рублей на эти цели должно быть изыскано в регионах. Дополнительные деньги понадобятся на повышение зарплат преподавателям вузов, поддержку предприятий-экспортеров, компенсационные меры от вступления в ВТО. Расходы на здравоохранение в 2013 году составят более 2,5 трлн рублей, а в 2013-м — почти 3 трлн рублей.
Общие расходы в 2013 году составят около 20% ВВП, тогда как в докризисные 2004—2007 годы этот показатель находился на уровне 16%.
Министр экономического развития Андрей Белоусов указывал, что в федеральном бюджете запланировано снижение бюджетных расходов с 25% на пике кризиса до 19% в 2015 году. Но по его словам, такая бюджетная консолидация будет стоить ВВП одного процента роста.
В качестве дополнительного источника финансирования предвыборных обещаний было решено использовать дивиденды «Роснефтегаза»: по мнению Белоусова, бюджет получит 100 млрд рублей. Поделить решено и дополнительные ненефтегазовые доходы. Медведев уже согласился с переводом в федеральный бюджет прибыли от продажи 7,58% акций Сбербанка (159,3 млрд рублей), не дожидаясь изъятия прибыли ЦБ в следующем году. По оценке первого вице-премьера Игоря Шувалова, от сентябрьских продаж пакетов компаний с госучастием бюджет может получить около 180 млрд (кроме Сбербанка это 20% «Апатита» и 100% «СГ-Транса».
По словам Кудрина, совет по России избрал несколько ключевых тем для анализа: модели экономического роста, инновационные механизмы экономики, демография, повестка в G20, вложение в человеческий капитал. По последнему пункту эксперты уже готовы передать правительству предложения, касающиеся методик повышения эффективности труда.
Медведев на обещание Кудрина кивнул.
Работа над сценариями началась в январе 2012 года. «Участники смогли дать свои комментарии по каждому, а также проголосовать, как их компании могут жить по этим сценариям, насколько реалистичны описанные факторы, насколько правительство готово к развитию страны по этим сценариям», — говорит член экспертного совета, управляющий партнер First Nation Societe Bancaire Ян Яновский.
«Работа все еще идет, финальный результат мы увидим на очередной встрече в Давосе в январе 2013 года», — отметил он.
Медведев во время ужина с экспертами заявил, что рассчитывает «как минимум в срединный сценарий». «Даже при наличии более или менее приемлемых показателей в нашей стране создать бюджет, который бы позволил развиваться, оказалось весьма и весьма непросто», — отметил он и подчеркнул важность приватизации: «и не ради получения денег в федеральный бюджет, у нас денег хватает».
«За последние три месяца мы приватизировали больше, чем за истекшие три года. И вот именно это, на мой взгляд, является таким ключом к развитию модели экономики на ближайшие, может быть, 5—7 лет», — сказал премьер.
Сценарии для Медведева
Всемирный экономический форум уже разрабатывал сценарии развития России. Так, в докладе от 2006 года прогнозировалось будущее до 2025 года и были изложены три пути: «долгая дорога», «нефтяной путь» и «возрождение». Первый предполагает развитие добывающего сектора, улучшение стандартов жизни за счет перераспределения нефтяных доходов среди населения, средние успехи в борьбе с коррупцией, недоразвитость недобывающих отраслей
Самый пессимистичный «нефтяной» сценарий предполагал консервацию развития с опорой на нефтяные доходы, что стало бы причиной ухудшения экономической и социальной ситуации. Как результат, в 2011—2020 годах политическая элита вынуждена принимать краткосрочные меры — изъятие средств из стабфонда без проведения структурных реформ, огосударствление экономики. Не исключена и новая волна приватизации, которая порождает второе поколение олигархов. В 2021—2025 годах, говорилось в сценарии, напуганные потенциальным крахом российской экономики международные финансовые институты накачивают страну деньгами, однако без должного эффекта, неадекватные социальные расходы носят кризисный характер, Россия все больше изолируется от международного сообщества.
Сценарий «возрождение» предполагал радикальный уход от прежних моделей и проведение обширных реформ с противоборством между консерваторами и реформаторами в Кремле и появлением в 2008 году премьера, близкого ко второму лагерю, а также избрание этого премьера президентом в 2012-м. Эксперты ВЭФ полагали, что за два президентских срока он сможет провести радикальные политические, экономические и социальные реформы и подавить коррупцию. Результат в 2021—2025 годах — диверсифицированная экономика, устойчивый и значительный рост ВВП, обеспечение финансовой стабильности в регионах, появление сильного гражданского общества, а Россия становится локомотивом роста в Евразии и Центральной Азии и становится одной из основных держав, в противовес США и Китаю.
Екатерина КАРПЕНКО