«Зато можно отметить рост числа запросов от международных и отечественных компаний, — подчеркивает вице-президент — директор департамента маркетинга и банковских продуктов Нордеа Банка Владислав Боднарчук. — Спрос растет на все услуги cash management». По оценке заместителя начальника департамента по информационной политике Газпромбанка Ольги Хроленко, за последние
Отмечает Владислав Боднарчук и отдельный «кластер» роста — сервисы cash pooling, становящиеся более распространенными и «привычными». Многие российские компании, обладающие активами за рубежом, интересуются, по его словам, созданием международных кэш-пулов, возможностью участия в них наших компаний и т. д. «Мы наблюдаем рост как в сегменте domestic pooling (услуги cash pooling внутри страны, такие как physical pooling и notional pooling), так и cross-border pooling (создание международных кэш-пулов для оптимизации финансовых потоков международных компаний)», — рассказывает Владислав Боднарчук.
«Все больше компаний, даже, скорее, все больше руководителей компаний, возможно, акционеров, понимают, что есть время разбрасывать камни, когда скупаются предприятия, а есть время собирать камни, то есть оценивать финансовую отдачу от своих вложений, — добавляет руководитель службы развития и сопровождения РЦК (расчетный центр клиента) Связь-банка Александр Клименко. — И только с помощью cash management можно увидеть консолидированную картину».
Спросили мы у эксперта и о том, какие же продукты традиционно относятся к cash management? «На самом деле для каждого понятие cash management свое, — отвечает Александр Клименко. — Для одних cash management — это просто консолидация средств на мастер-счете, с которого дочерние компании осуществляют платежи, для других — уменьшение процентных расходов («дочки» размещают в банке депозит, материнская компания берет кредит на более выгодных условиях), для кого-то — выделение денег филиалам по мере надобности на основе платежей, сформированных ими на следующий день».
«В нашем банке основным продуктом cash management в разделе бюджетирования расходов является система «Расчетный центр клиента» (РЦК)», — приводит пример Александр Клименко. В рамках РКЦ клиенты получают услуги финансового мониторинга, авторизацию платежных документов, контроль за исполнением бюджета предприятия, различную управленческую отчетность.
В свою очередь заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Серов добавляет, что, по его мнению, основным содержанием решения cash management, как правило, являются три главные составляющие: управление процентными ставками и остатками на счетах в банках (Liquidity M.), управление денежными потоками (Cash Flow M.). Иногда говорят еще и об управлении оборотным капиталом (Working Capital M.).
«Cash management — это комплекс услуг, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием бизнеса: открытие и ведение счета, перевозка ценностей, кассовые операции, зарплатные проекты, эквайринг, — продолжает тему начальник управления методологии и корпоративных продуктов департамента корпоративного бизнеса банка «Возрождение» Владимир Богомолов. — К услугам cash management можно также отнести управление свободными средствами, размещение депозитов, покупку векселей».
По словам Владислава Боднарчука, в России традиционно к cash management относят несколько групп сервисов. Первая группа — сервисы, дающие возможность централизованно получать информацию о балансах и транзакциях на счетах группы компаний (включая счета, открытые в других банках), распоряжаться этими счетами, контролировать (акцептовать) платежи. Вторая группа — сервисы по управлению ликвидностью, основными из которых являются сервисы «физического», «номинального» и «трансграничного» пулинга. Они позволяют отдать на аутсорсинг банку целый ряд операций корпоративного казначейства, более рационально использовать собственные средства и меньше прибегать к заемному финансированию. Как результат, эффективность использования средств в рамках группы компаний увеличивается. Третья группа помогает корпорациям оптимизировать управление оборотным капиталом. Сюда можно отнести сервисы, позволяющие ускорить распознавание и привязку поступлений от контрагентов в бухгалтерии клиента (в результате чего ускоряется оборачиваемость поступлений от дебиторов), а также комплексные решения в области supply chain finance, направленные на оптимизацию всей цепочки «поставщик — клиент банка — покупатель».
Необходимо отметить, что за рубежом термин cash management трактуется шире — к нему относят также услуги по обслуживанию счетов, проведению платежей, инкассации, эквайрингу и т. д. вплоть до овердрафтов к расчетным счетам. В российской практике эти транзакционные сервисы (за исключением овердрафтов), являющиеся традиционными для нашего рынка, обычно объединяют термином расчетно-кассовое обслуживание (РКО).
По словам директора по продажам расчетного бизнеса Альфа-банка Евгения Галунина, отличия в наборах элементов, из которых состоят продуктовые линейки cash management в российских и зарубежных банках, продиктованы в первую очередь требованиями крупных транснациональных клиентов: IT-интеграция, централизация казначейств и оптимизация.
«В зарубежных банках гораздо бОльшее количество продуктов относят к cash management, — поясняет Ольга Хроленко. — Причина в историческом развитии продуктового ряда коммерческого банкинга РФ. К моменту появления и начала развития в нашей стране термина и направления cash management многие продукты, включенные в это направление за рубежом, уже существовали и управлялись в рамках других продуктовых линеек и оргструктур».
«В целом потребности иностранных и российских компаний в области cash management совпадают, что обусловлено схожими задачами, стоящими перед казначействами крупных корпораций как за рубежом, так и у нас в стране, — отмечает Владислав Боднарчук. — С другой стороны, несколько десятилетий развития cash management за рубежом позволили создать целый ряд сервисов, отвечающих потребностям клиентов, а также соответствующую законодательную базу. В последние годы интерес российских компаний к сервисам cash management растет, и банки адаптируют международные практики для РФ, решая целый ряд вопросов, связанных с несовершенством законодательства. В результате тот или иной сервис cash management не всегда по своему функционалу может соответствовать зарубежному аналогу. Тем не менее на российском рынке успешно представлены основные группы сервисов, они решают задачи, которые ставят клиенты».
В ряде случаев особенности, по мнению эксперта, обусловлены страновой спецификой. К примеру, за рубежом банки редко представляют «аутсорсинг» таких казначейских функций, как акцепт платежей компаний группы, их контроль на соответствие заранее утвержденным лимитам и т. д. Причина заключается в том, что подобные функции исполняют информационные системы клиентов, построенные на таких платформах, как SAP, Oracle, IBM и т. д. В отечественной практике такие системы также используются, но реже, что привело к появлению подобных сервисов в числе услуг cash management, предоставляемых банками в России.
С другой стороны, зарубежная практика максимально учитывает потребности транснациональных компаний, стремящихся к централизации казначейских функций. Этим потребностям отвечают сложные сервисы cash management в области организации централизованного доступа и распоряжения счетами, открытыми в десятках обслуживающих банков по всеми миру, интеграции с ERP-системами и «платежными фабриками» клиентов, создания международных кэш-пулов, способных оптимизировать управление денежными потоками крупной корпорации. Подобного рода сервисы начинают появляться и в российских банках как результат растущего спроса со стороны наших транснациональных компаний, управляющих активами за пределами страны, однако в настоящий момент уровень развития этих сервисов (как и уровень спроса) пока не достиг зарубежного.
Попробовали мы выяснить, кто является сейчас основным потребителем услуги cash management в России? По мнению Сергея Серова, это крупные компании с разветвленной сетью дочерних структур и децентрализованными казначейскими функциями. «Они несут ощутимые издержки при проведении операций, — поясняет эксперт. — Это компании, финансовый менеджмент которых думает о повышении эффективности текущей деятельности. Посыл для иностранных компаний такой же, просто для Запада использование такой услуги характерно и традиционно, да и банковские институты предоставляют эту услугу как обычную, а не как эксклюзивную».
Как считает Владимир Богомолов, в принципе cash management интересен в первую очередь розничным компаниям с широкой сетью: он дает головной структуре возможность управлять счетами, отслеживать динамику и ликвидность всех участников группы. По сути, это клиенты, для которых услуга cash management интересна с точки зрения распределения и консолидации средств на расчетных счетах: транспортные компании, сети магазинов, аптек, АЗС, гипер- и супермаркетов, отделения почтовой связи.
«Если рассматривать узко cash management как комплексные продукты управления ликвидностью, то в основном это крупные компании, со сложной структурой, обширной географией и индивидуальными потребностями, — дополняет коллег Евгений Галунин. — В широком смысле слова это любое юридическое лицо, у которого есть банковский счет».
Свое мнение по этому вопросу есть и у Владислава Боднарчука: «Сегодня решения cash management являются предметом спроса крупных российских компаний, а также крупных и средних международных компаний. В силу того, что за рубежом эта группа банковских сервисов развивается несколько десятилетий, распространенность сервисов среди корпоративных клиентов выше. Многие зарубежные компании (не только крупные, но и средние) успели оценить преимущества cash management, и они продолжают формировать спрос на новые, все более эффективные сервисы». Российским же корпорациям, по словам эксперта, потребовалось время, чтобы в условиях растущей экономики перейти от выстраивания бизнеса как такового к оптимизации внутренних процессов, изучить зарубежную практику, адаптировать ее к реалиям в России. «Наше законодательство во многом не соответствует передовым тенденциям мирового рынка и не так оперативно реагирует на изменения потребностей рынка российского. Это мешает корпорациям гибко выстраивать свою структуру и бизнес-процессы. Но по мере того, как преимущества cash management становятся более очевидными, иностранные практики находят все большее применение», — резюмирует Владислав Боднарчук.
Владислав Боднарчук, вице-президент — директор департамента маркетинга и банковских продуктов Нордеа Банка: «Группа Nordea является одним из лидеров cash management в Европе, и в России мы также предоставляем клиентам полный спектр услуг в области организации централизованного доступа и управления счетами группы компаний (внутри страны и за рубежом), управления ликвидностью (внутрироссийские и международные кэш-пулы), идентификации входящих платежей. Предлагаемые решения позволяют нашим корпоративным клиентам сделать управление финансами более прозрачным, оперативным и, самое главное, более эффективным. Услуги cash management, разработанные в Нордеа Банке, обладают значительным запасом гибкости. Одним из важных конкурентных преимуществ банка являются готовность и способность разрабатывать индивидуальные решения, учитывающие потребности крупных заказчиков. Необходимо отметить и достигнутый нами высокий уровень автоматизации услуг cash management, что позволяет уверенно предлагать решения, доказавшие свою эффективность на практике, широкому кругу крупных и средних корпоративных клиентов».
История вопроса
Cash management появился в США в начале 70-х годов прошлого века и сразу же стал инструментом, благодаря которому банки смогли повысить доходность оборотного капитала системообразующих предприятий, сократив «пробег» платежных документов и ускорив оборачиваемость денег. Согласно определению словаря экономических и финансовых терминов, cash management — это совокупность банковско-бухгалтерских услуг, оказываемых отдельными банками (или их объединениями) корпоративной клиентуре по управлению ее наличностью с целью оптимизации внутренних финансовых потоков и осуществления фирменного планирования на предмет достижения максимизации дохода.
Андрей МОСКАЛЕНКО