Премьер-министр Дмитрий Медведев отправил на доработку концепцию создания мегарегулятора финансовых рынков. За месяц профильные ведомства должны определиться со схемой слияния службы по финансовым рынкам с Центробанком. Предложенные варианты — полное объединение или консолидация с сохранением независимости ФСФР — не устроили ни участников рынка, ни премьер-министра.
Вопрос о создании мегарегулятора финансовых рынков нуждается в доработке, сказал на совещании в Горках премьер-министр Дмитрий Медведев, поручив сформулировать концепцию за месяц.
«Сегодня как минимум часть аналитиков, банковского сообщества, представителей государственных структур считают, что распределение контроля надзорных полномочий между Минфином, ФСФР и Банком России не является оптимальным», — сказал Медведев, объяснив это консолидацией компаний в финансово-банковские группы.
Идея создания мегарегулятора стала активно обсуждаться в конце августа, когда о ней заговорили на двух совещаниях — у помощника президента Эльвиры Набиуллиной и у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Путей было предложено два: либо усилить ФСФР дополнительным финансированием и кадрами, либо присоединить службу к Центробанку.
На прошлой неделе чиновники профильных ведомств пришли к единому мнению в отношении создания мегарегулятора финансового рынка. Предлагается все полномочия ФСФР передать в Центробанк, а законодательные полномочия оставить за правительством (предложения будет готовить Минфин). «Достигнут консенсус между чиновниками, но окончательное решение — указ президента», — говорил «Газете.Ru» заместитель министра финансов Алексей Саватюгин.
Но в среду Медведев подчеркнул, что решение о создании мегарегулятора должно быть принято «только с учетом полноценного анализа всех плюсов и минусов этой идеи».
На совещании у премьера присутствовали главы ответственных за реформу ведомств (Минфин, ФСФР, Минэкономразвития), представители ЦБ, банковского сообщества и финансовых институтов. После совещания глава МЭР Андрей Белоусов сообщил журналистам, что премьер поручил проанализировать несколько вариантов усиления финансового надзора, в том числе вариант «сохранения службы в том виде как есть, но при ее укреплении».
Поручение было дано Шувалову, уточнил один из участников совещания. Первый вице-премьер ограничился пояснением, что дальнейшее обсуждение будет проходить в рамках «открытого правительства».
Глава ФСФР Дмитрий Панкин признает, что единого мнения о реформе системы надзора нет.
Одним из вариантов остается создание мегарегулятора в структуре Банка России. Согласно другому, ЦБ и ФСФР сохранятся в качестве независимых структур.
Председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин говорит, что на совещании обсуждали два подхода к слиянию ЦБ и ФСФР. ФСФР может быть представлена как структурное подразделение, так и как обособленное, независимое агентство в составе ЦБ. Сохранение возможности принятия независимых решений призвано исключить конфликт интересов, так как ЦБ — активный участник финансового рынка, собственник Сбербанка и Московской биржи.
Но, по словам Вьюгина, второй вариант вызвал у премьера непонимание: независимый статус подразделения, по его мнению, затруднит внутреннее взаимодействие.
Вьюгин также отметил, что кандидатура будущего главы мегарегулятора не обсуждалась. Ранее участники финансового рынка в качестве кандидатов на этот пост называли экс-министра финансов Алексея Кудрина и самого Вьюгина.
Глава рабочей группы по созданию Международного финансового центра в России Александр Волошин отметил, что, если решение будет принято в ближайшие два месяца, мегарегулятор, как и планировалось, начнет работу в 2013 году. «Все понимают, что есть развилка по поводу единого регулятора: его можно сделать либо на базе ЦБ, либо на базе ФСФР. Но на базе ФСФР мы пробуем, пробуем, но у нас последние 20 лет не очень получается. Теперь будем пробовать на базе ЦБ», — заявил он.
Сергей ТИТОВ