Россия может оказаться в «сером списке» Международной организации регуляторов финансовых рынков (IOSCO). Об этом сообщил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам России Дмитрий Панкин. По его словам, ФСФР не удалось убедить депутатов Госдумы и правительство дать доступ сотрудникам службы к финансовой информации о счетах физических лиц и сделкам по ним, поэтому Россия, скорее всего, не сможет до конца года подписать меморандум с IOSCO. Страны, не подписавшие документ, в котором изложены принципы обмена информацией регуляторов финансовых рынков, автоматически попадают в «серый список».
Как пишет BFM.Ru, Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions (IOSCO) объединяет национальные органы регулирования рынков ценных бумаг (аналоги российской ФСФР). Штаб-квартира организации находится в Мадриде. IOSCO создана в 1974 году. В 1986 году была принята резолюция, обязывающая национальные комиссии по ценным бумагам предоставлять друг другу помощь в пределах организации в сфере защиты прав инвесторов и контроля за деятельностью посредников, которые торгуют ценными бумагами, и посредников, которые продают и покупают фьючерсные контракты.
«Это грозит тем, что будут введены ограничения на работу с нашими участниками фондового рынка со стороны регуляторов других стран. Например, если американский участник рынка, обладающий лицензией SEC (Комиссии по ценным бумагам и биржам США), имеет какие-то отношения с российским контрагентом, от него могут потребовать устанавливать больший объем резервирования на российского партнера. Могут быть введены какие-то новые ограничения», — считает Панкин.
Для подписания меморандума с IOSCO России необходимо было внести два типа изменений в законодательство: предоставить ФСФР доступ к банковским счетам российских граждан, а также обеспечить передачу информации иностранным регуляторам рынка. Но предложения по внесению поправок, подготовленные ФСФР, не встретили понимания у депутатов Госдумы. Нижняя палата парламента предложила сначала обсудить этот вопрос в правительстве России и вносить поправки в Думу уже через Кабинет министров.
IOSCO — это серьезная организация с многолетней историей и прозрачной структурой, поэтому то, что хотели от России получить западные регуляторы — это типичные требования, и не более того, считает старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. По его словам, доступ финансовых регуляторов к банковским счетам клиентов — это обыденная практика на Западе, которая препятствует отмыванию незаконных доходов и другим сомнительным операциям с ценными бумагами.
Западные регуляторы хотят от России большей прозрачности и более серьезного обмена информацией между регуляторами финансовых рынков, но необходимые поправки в законодательство, безусловно, требуют длительной проработки, поэтому ответ Госдумы вполне понятен, полагает старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова.
Тем не менее, как считает Артур Ахметов, решение Госдумы показало, что наша страна еще не готова стать частью глобального фондового рынка. К сожалению, это снизит инвестиционную привлекательность российских биржевых площадок, однако скептицизм депутатов вполне оправдан, добавляет он. С одной стороны, в российской экономике велика доля теневого бизнеса. И если предоставить ФСФР такие привилегии, то значительный объем капитала уйдет с фондовых площадок, полагает Ахметов. С другой, судьба ФСФР на данный момент «повисла в воздухе», так как функции службы могут быть переданы мегарегулятору, вопрос о создании которого сейчас обсуждается, считает он. Поэтому ФСФР — не настолько надежная организация, чтобы иметь доступ к банковским счетам физических лиц, так как велика опасность утечки данных «на сторону», отмечает Артур Ахметов.
В то же время для России попасть в «серый список» IOSCO было бы нежелательно, и если обещанные ограничения относительно требования более высокого объема резервирования и другие в сделках с российскими контрагентами будут введены, то это может отпугнуть существующих и потенциальных иностранных инвесторов, считает Дарья Желаннова. «Вероятность реализации подобного сценария, к сожалению, довольно высока», — отмечает она.
Скорее всего, Панкин прав, и объем резервирования для российских контрагентов будет увеличен, так как иностранные инвесторы традиционно воспринимают вложения в Россию рискованными, а операции с ней — ненадежными, соглашается с коллегой Артур Ахметов.
Елена ГОСТЕВА