Российский денежный и банковский рынок сейчас пришел в то состояние, которое описывают на первых страницах во всех учебниках по денежно-кредитной политике, сказал замминистра финансов России Алексей Моисеев: «деньги в экономику идут исключительно из ЦБ и по той цене, которую он устанавливает».
Выступая на конференции «Российский банковский сектор: риски роста», он напомнил, что до кризиса Центробанк давал ликвидность путем интервенций на валютном рынке, фактически ЦБ «вливал деньги» через покупку валюты. Тогда у регулятора не было никакой возможности контролировать денежный рынок, денежную массу. И это привело к ненормальному развитию экономики — в 2007 г. инфляция выросла до 15% и начали надуваться различные «пузыри». В итоге в 2009 г. снижение ВВП России было 8%.
По личной экспертной оценке Моисеева, если бы до кризиса в России была денежно-кредитная политика, которая существует сейчас, денежные ставки были бы положительными, то падение экономики было бы 3—4%, как и в других странах.
Сейчас сложилась ситуация, когда есть некий структурный дефицит ликвидности, и это «правильная здоровая модель», говорит Моисеев: ЦБ в состоянии покрыть существующий дефицит через свои инструменты по своей ставке. По мнению Моисеева, такая ситуация продолжится и дальше. Тем более, сейчас в банковском секторе началась серьезная борьба за ресурсы, что делает процентную политику ЦБ еще более влиятельной. Политика регулирования денежного рынка через процентные ставки поможет ЦБ в достижении цели перехода к таргетированию инфляции и отмене валютного коридора (в ЦБ говорили, что намерены прийти к этому в 2015 г.).
В настоящее время депозитная ставка составляет 4,25% годовых. Необеспеченные кредиты на день ЦБ дает под 8,25%, а репо — под 5,5%. Все эти ставки были синхронно повышены при увеличении ставки рефинансирования в сентябре.
По словам Моисеева, «процесс калибровки денежно-кредитной политики ЦБ еще не вполне закончен, возможно ЦБ надо расширить число инструментов для предоставления ликвидности». Также, по мнению Моисеева, банковский регулятор может расширить объем залогов, которые принимаются Центробанком в залог.
Представители ЦБ уже не раз говорили о том, что готов увеличить объемы предоставляемой ликвидности с текущих 3 трлн руб. до 6—7 трлн руб. и более. Кроме того, ЦБ готов изменить ставки, по которым он предоставляет деньги банкам. В частности, ЦБ в следующем году предложит банкам плавающую ставку по кредитам. Сейчас обсуждается привязка стоимости кредитов от регулятора к ставке RUONIA, которую формирует ЦБ на основе данных от банков. Это должно значительно повысить спрос банков на длинные кредиты (выдаваемые на срок от месяца до года).
Ольга ПЛОТОНОВА