«Роснефть» думает о возможности создания новой, возможно международной, кредитно-финансовой структуры. Об этом в интервью The Wall Street Journal сообщил президент, председатель правления крупнейшей российской нефтяной компании Игорь Сечин.
«В процессе оптимизации наших активов мы планируем создание совершенно новой, возможно международной, кредитно-финансовой структуры на базе тех возможностей, которые имеются у компании «Роснефть» в настоящее время», — заявил Сечин, говоря о финансовых планах компании. Отвечая на уточняющий вопрос, зачем нефтяной компании нужен банк, Сечин сказал: «Инвестиционная группа, инвестиционный холдинг никогда не будут лишними, а в некоторых случаях будут даже необходимыми для «Роснефти» и для любой крупной компании».
Сейчас у «Роснефти» есть две финансовые организации: Всероссийский банк развития регионов, в котором компании принадлежит более 84% акций, и Дальневосточный банк, контролируемый госкомпанией через ВБРР. Помочь Сечину с созданием инвестбанка, вероятно, могут бывшие банкиры Morgan Stanley. В конце августа российское подразделение инвестбанка покинули председатель совета директоров Райр Симонян и предправления Елена Титова. Их новое место работы неизвестно, но многие их коллеги уверены, что они будут работать с российским ТЭКом и Сечиным.
Симонян с апреля 1998 г. возглавлял российский Morgan Stanley. При нем банк традиционно консультировал правительство в топливно-энергетической сфере. Он близко общался с Сечиным, при нем Morgan Stanley проводил IPO «Роснефти», сопровождал крупнейшие сделки по продаже активов ЮКОСа, в частности покупку 9,44% акций «Роснефти» ее «внучкой», «консультировал «Интер РАО», «Русгидро» — словом, все, что курировал Сечин», рассказывал «Ведомостям» один из сотрудников Morgan Stanley, работавший с Симоняном.
Титова пришла в Morgan Stanley в 2006 г. с позиции президента Goldman Sachs в России. Morgan Stanley в России по итогам прошлого года занял третье место среди андеррайтеров по сделкам на рынке акционерного капитала, по данным Bloomberg (12% рынка, сделки на $1,3 млрд). А по организации сделок слияния и поглощения Thomson Reuters отнесла его к безоговорочным лидерам (объявлено на $18 млрд, закрыто на $35 млрд).
В настоящий момент «Роснефть» собирает деньги на сделку по покупке ТНК-BP. Одну половину она договорилась купить у британской BP за $17,1 млрд и 12,84% собственных акций, вторую — у консорциума ААР, объединяющего «Альфа-групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева, Access Industries Леонарда Блаватника и «Ренова» Виктора Вексельберга, за $28 млрд. Впрочем, вице-премьер Игорь Шувалов считает, что участникам ААР лучше бы получить в обмен на 50%
С сентября «Роснефть» вела переговоры с банками о кредите на $15 млрд. А в конце октября стало известно, что 47 «дочек» «Роснефти», включая сети АЗС, ЧОП «РН-охрана» и «РН — пожарная безопасность», представили материнской компании двухлетние займы на 72,35 млрд руб. ($2,3 млрд).
Дмитрий ДМИТРИЕНКО