Инвестиционное подразделение «Альфы» A1 заключило соглашение с IBRC о помощи в возврате ирландскому банку российских и украинских активов. Утраченная собственность оценивается в 500 млн евро. Проблема в том, что они принадлежат обанкротившейся компании Quinn Group, глава которой Шон Куинн создал на редкость запутанную схему владения бизнесом.
Инвестиционное подразделение «Альфы» — A1 — поможет вернуть ирландскому банку IBRC (прежнее название — AngloIrish Bank) российские и украинские активы в сфере недвижимости, пишет The Irish Times. Стоимость активов оценивается в 500 млн евро.
Активы в сфере недвижимости перешли под контроль IBRC в рамках реструктуризации долга крупнейшего заемщика банка — компании Quinn Group ирландского бизнесмена Шона Куинна. Общий размер долга перед ирландским IBRC составляет около 3 млрд евро.
Ранее ирландский суд обязал Куинна выплатить банку, перешедшему под контроль государства, 2,1 млрд евро. Суд установил, что Куинн взял у банка кредиты на значительные суммы и не вернул их. Однако Куинн объявил себя банкротом, уточнив, что на его счетах находится только 50 тысяч евро. «У него сейчас нет возможности оплачивать свои долги, — говорил адвокат бизнесмена Джон Гордон. — У него осталось совсем небольшое количество активов».
В IBRC не уверены, что смогут вернуть полную сумму. «Банк уже потерял контроль над некоторыми активами, в числе которых Kutuzoff Tower стоимостью 139 млн евро», — говорит исполнительный директор IBRC Ричард Вудхаус. В компании А1 от комментариев отказались.
До банкротства Quinn Group активно инвестировала в российскую и украинскую недвижимость, в частности в Kutuzoff Tower. Кроме того, инвестфонд через российские дочки владел торгово-офисным центром «Каспий» на северо-западе Москвы и логистическим комплексом в Казани. Также Quinn Group заявляла о планах на строительство десяти гипермаркетов совместно с уральским интернет-магазином «Стройарсенал».
В целях защиты активов и действуя по рекомендации российских юристов Куинн связал принадлежащие ему объекты недвижимости сложной структурой, куда включены российские и иностранные компании. Система владения бизнесом оказалась очень запутанной. Бизнес Куинна включал в себя офшор Demesne Investments Ltd, на котором аккумулировались основные долги компаний группы друг другу. Позже, последовав совету российского юриста Александра Хохлова, Куинн перевел долги Demense на не связанную с его бизнесом структуру.
Незадолго до того, как были начаты судебные разбирательства, компании-держатели российских активов Куинна инициировали собственные банкротства. После того как к компаниям группы возникли претензии у их кредиторов (кипрская компания Krostein Investments Ltd и многочисленные российские «дочки» и «внучки» Quinn Group), ситуация запуталась окончательно. Каким образом теперь IBRC попытается вернуть активы, неизвестно.
Судья Питер Келли назвал схему по укрыванию активов Quinn Group «завораживающе сложной». «Никогда прежде я не сталкивался с таким подходом к управлению активами, как по масштабу, так и по запутанности», — признался он.
Схема активов настолько запутанна, что Джо Костелло, заместитель министра иностранных дел Ирландии, был вынужден обратиться за помощью к своему российскому коллеге — замглавы МИД Владимиру Титову. В схеме собственности запутались и сами члены семьи Куинн. Они не могут восстановить некоторые активы, потому что сами были обмануты людьми, которые помогали им в создании запутанной схемы.
Интерес к продолжающейся тяжбе между Куинном и IBRC также проявил верховный суд Дублина. В пятницу он приговорил Куинна к девяти неделям тюрьмы за попытку вывести свои активы за границу вопреки запрету суда.
Самый богатый ирландец
В 2008 году SundayTimes назвала Куинна самым богатым человеком Ирландии. Три года назад группа Куинна контролировала $6-миллиардный конгломерат, с широчайшим спектром интересов — от продажи цемента до страхования. На вершине успеха число сотрудников QuinnGroup превышало 5 тысяч человек. В Ирландии некоторые называют Куинна героем за то, что он создал тысячи рабочих мест.
Критики обвиняют Куинна в дестабилизации финансовой системы Ирландии. Купив через сторонние компании 25-процентную долю в AngloIrishBank, он направлял десятки миллиардов евро на развитие своего девелоперского бизнеса. Когда этот пузырь лопнул, AngloIrishBank был национализирован по цене 28 млрд евро. Для выплаты этой суммы Дублин был вынужден обратиться за международной
Екатерина ТКАЧЕНКО, Сергей ТИТОВ