Вариант внутренних преобразований ЦБ представил на заседании открытого правительства. Вокруг этого плана и велась дискуссия о создании мегарегулятора на финансовых рынках и судьбе ФСФР
Ради доверия
ЦБ предложил присоединять ФСФР поэтапно. К августу 2013 г. служба станет обособленным подразделением ЦБ — например, агентством. Эта структура, по словам зампреда ЦБ Сергея Швецова, будет «один в один повторять структуру ФСФР» — все сотрудники федеральной службы в какой-то момент просто перейдут на работу в ЦБ. К этому моменту функции службы будут переданы Центробанку на законодательном и административном уровне, а также решится вопрос с сопоставлением должностей, чтобы исключить дублирование.
К 2014 г. она будет интегрирована — на всей территории страны начнут работать новые подразделения. В ЦБ вместо профильных первых зампредов появятся руководители трех комитетов — по банковскому надзору, по финансовому надзору и по денежно-кредитной политике. Кроме того, у председателя ЦБ будут заместители — по IT, по финансовому мониторингу и валютному контролю. Регулирование и надзор за небанковскими участниками финансового рынка будут отданы новому подразделению, руководитель которого будет находиться в прямом подчинении у председателя ЦБ. Позднее у мегарегулятора появится объединенный комитет финансового надзора.
После этого (до 1 января 2016 г.) вся эта структура будет оптимизирована, причем из презентации ЦБ следует, что этот этап будет корректироваться практически на ходу.
Желание объединить усилия двух ведомств помимо очевидной экономии бюджета и выгод консолидированного надзора ЦБ объясняет тем, что у объединенного регулятора будет больше возможностей по выявлению и предотвращению системных рисков за счет наличия полной информации обо всех участниках рынка. Если не удастся создать эффективный регулятор, риски для ЦБ будут значимыми, поскольку он потеряет доверие сообщества, считает зампред ЦБ Сергей Швецов. Но все же отмечает, что плюсов в инкорпорировании ФСФР гораздо больше, чем потенциальных рисков: это дает возможность более оперативной разработки нормативно-правовой базы, необходимой для развития международного финансового центра, а также позволяет решить проблему регулятивного арбитража.
Степень близости
Вопрос с персоналом и автоматизацией лучше решать на базе ЦБ, согласился со Швецовым руководитель ФСФР Дмитрий Панкин. Но он настаивает на том, что ФСФР должна остаться, пусть и в структуре ЦБ. «Что произойдет, если мы весь этот конвейер погрузим в структуру ЦБ — как я все эти нормативные акты буду проводить через юридический департамент ЦБ, — у меня представления нет; какие еще требования будет выдвигать департамент отчетности ЦБ — также сложно представить», — сказал Панкин. Он напомнил, что банков — менее 1000, тогда как различных финансовых компаний — 9000, а всего акционерных обществ — более 200000. ЦБ выдал за год 20 лицензий, ФСФР — 609. «Это я не к тому, что у нас такая мощная структура, просто разная специфика: та лицензия, которую выдают микрофинансовой организации, и, допустим, вопросы отзыва лицензии Банка Москвы — это совершенно разные вопросы, разная цена вопроса», — спровоцировал Панкин бурную реакцию в зале.
Панкина поддержали лоббисты его подопечных. Руководитель НАУФОР Алексей Тимофеев считает, что наличие такого большого конфликта интересов внутри ЦБ, который есть сейчас, должно было бы стать поводом для вето при обсуждении мегарегулятора на базе ЦБ. Также переход на новое регулирование он назвал шоком, потребующим множество изменений в законодательстве. Президент НАУМИР Михаил Мамута недоумевал, как при переходном периоде в шесть месяцев ЦБ сможет освоить и учесть всю специфику различных небанковских организаций. Президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим напомнил, что год назад объединение ФСФР и Росстрахнадзора не обеспечило синергии. Много нерешенных вопросов, поэтому не стоит затевать «всю эту кашу», считает председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин.
Пора на точку
Против варианта Панкина выступил замминистра финансов Алексей Моисеев: юристы Минфина не совсем понимают, что это будет за орган, какая у него юридическая форма, если это будет структура при ЦБ. Шувалов хвалил председателя ЦБ Сергея Игнатьева, говорил, что за время его руководства тот действительно работал, а не пытался влезть в политику, как некоторые другие. «Поэтому крайне важно, чтобы новые полномочия регулятора были определены к новому человеку, который его возглавит. Поскольку это уже будет «сквозной надзор» за всеми рынками», — говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Контракт Игнатьева истекает следующим летом.
Риски — это вливать в ФСФР деньги, поскольку другие ведомства тут же увеличат свои запросы, сказал Шувалов. Он убежден, что в вопросе мегарегулятора надо поставить точку, чего не было сделано полтора года назад.
Уход от конфликта
Правительство согласовало порядок и сроки выхода ЦБ РФ из капитала Московской биржи, сообщил зампред ЦБ Сергей Швецов. Обнародованы они будут после одобрения президентом, уточнил он.
Татьяна ВОРОНОВА, Ольга ПЛОТОНОВА, Маргарита ПАПЧЕНКОВА