«Двадцатка» (G20) по предложению Германии и Великобритании в феврале следующего года рассмотрит возможность введения единого налогового стандарта на прибыль корпораций. Реализация подобного предложения, по мнению инициаторов, позволит сократить перемещение капитала в страны с льготным налогообложением — и будет способствовать решению проблемы бюджетного дефицита, которая приобретает все большую актуальность по мере того, как деловая активность в зоне евро бьет новые рекорды падения — даже в таких «локомотивах» европейской экономики, как Германия.
Министры финансов Германии и Великобритании Вольфганг Шойбле и Джордж Осборн на прошедшей в Мехико встрече G20 призвали лидеров блока к формированию единого «стандарта» корпоративного налогообложения в мире. Данная мера, по замыслу инициаторов, должна способствовать уплате налогов там, где компании генерируют свой доход, и ограничить отток капитала в юрисдикции с льготными налоговыми условиями. Тема борьбы с офшорами и уходом от налогов для участников саммитов G20 стала актуальной после финансового кризиса, однако на последней министерской встрече обсуждение впервые настолько приблизилось непосредственно к гармонизации налоговых режимов. Подробный план действий должен быть разработан к следующей встрече министров финансов в феврале, которая пройдет уже под председательством РФ.
По оценке Tax Justice Network, ежегодно в мире в тень уходит $1,1—1,6 трлн, а объем недополученных налоговых сборов превышает $250 млрд. В частности, на зависимые от Великобритании территории (Джерси, Каймановы и Виргинские острова и пр.) приходится порядка трети всех офшорных операций, хотя основное внимание политиков в ЕС пока что привлекают Швейцария, Мальта и Кипр. Ранее ожидалось, что некое единое соглашение по гармонизации ставок налога на прибыль будет введено в действие на европейском уровне, однако на встрече G20 инициаторы стандарта заявили, что «борьба с сокрытием налогов будет тем более эффективной, чем более скоординированной». Впрочем, еще осенью прошлого года Великобритания обновила налоговое соглашение со Швейцарией, оставив нетронутым базовый протокол о банковской тайне. В то же время держателям незадекларированных активов в швейцарских банках было предложено с 1 января 2013 года пройти процедуру амнистии, однократно уплатив налог в размере 20—34%. Аналогичное соглашение готовится к ратификации в немецком Бундесрате (первый этап процедуры в Бундестаге уже пройден).
К решению проблемы перетоков капитала и агрессивной налоговой оптимизации европейских лидеров подталкивает бремя госдолга и дефициты бюджетов, роста доходов которых в ближайшее время не предвидится. Так, по оценке Markit Economics, опережающий индекс деловой активности в зоне евро в октябре снижался рекордными темпами (45,7 пункта против 46,1 в сентябре, показатель ниже 50 пунктов указывает на падение деловой активности). Эксперты отмечают резкое падение экспортных заказов (минус 4,5% в сентябре), в том числе из стран ЕС — на 9,6%. «Особенно разочаровывающей выглядит статистика по Германии, где снижение количества новых заказов предвещает ухудшение статистики по ВВП»,— отмечается в отчете Markit Economics. По оценке немецкого Минэкономики, компании получили в сентябре этого года на 4,7% меньше новых заказов, чем за аналогичный период прошлого года.
Татьяна ЕДОВИНА