Центробанк, озабоченный ростом ставок по кредитам для граждан, намерен со следующего года всерьез взяться за банки, активно раздающие высокорисковые потребкредиты. Но государственная забота ничего хорошего заемщикам не принесет.
На прошлой неделе председатель ЦБ Сергей Игнатьев получил письмо от глав пяти банков, лидирующих в сегменте потребкредитования,— это ХКФ-банк, ОТП-банк, ТКС-банк, «Русский стандарт» и «Ренессанс кредит». Банкиры просят не ограничивать сверх меры рынок кредитов для граждан. «При снижении активности банковской розницы и сохранении высокого потребительского спроса граждане будут вынуждены обращаться к альтернативным источникам кредитования (микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, ломбарды), предлагающим соответствующие услуги по более высоким ставкам»,— цитирует документ газета «Коммерсантъ».
Дело в том, что Банк России решил всерьез взяться за быстрорастущий рынок потребкредитования. Ведь ставки, например, по экспресс-кредитам наличными и по кредитам в торговых точках у отдельных банков сегодня достигают 50—70% годовых. Но граждане берут кредиты и по таким ставкам. За девять месяцев банки уже выдали населению кредитов больше, чем за весь прошлый год (1,6 трлн руб. против 1,4 трлн в 2011-м). По данным Банка России, портфель необеспеченных ссуд растет со скоростью более 60% в год.
Остудить пыл банков, активных на рынке потребительского кредитования, регулятор решил сразу несколькими способами. В частности, с 1 марта будут ужесточены требования к нормативу достаточности капитала или его отношению к активам, взвешенным с учетом риска. Соответствующий проект новой инструкции о банковских нормативах уже опубликован на сайте ЦБ. Для необеспеченных кредитов с марта коэффициент, отражающий этот риск, вырастет. Повышение коснется рублевых ссуд со ставкой от 25% годовых и от 20% валютных. ЦБ предлагает ввести коэффициент риска от 1,1 (ставка 25—30% в рублях) до 2,5 по ссудам с эффективной ставкой выше 60% в рублях и от 30% в валюте. Для валютных кредитов под 20—25% коэффициент составит 1,7, под 25—30% — 2.
Кроме того, с 1 февраля предполагается вдвое увеличить резервы, которые банки создают по необеспеченным кредитам физлиц. Так, например, по кредитам без просрочки вместо 1% от объема портфеля нужно будет резервировать 2%, для ссуд с просрочкой до 30 дней ставка вырастет с 3% до 6%. Это требование также ударит по капиталам банков, так как уменьшит их прибыль. Проект изменений в положение 254-П Центробанк также вывесил на своем сайте. По мнению руководства ЦБ, в результате новых требований капиталы некоторых банков сократятся на миллиарды рублей.
В Минфине полагают, что ЦБ действует в правильном направлении и предложенные меры по сдерживанию темпов роста потребкредитования, скорее всего, будут введены в полном виде, поскольку регулятор настроен решительно. По словам заместителя главы Минфина Алексея Моисеева, в существующей экономической ситуации у банков появляется неправильная мотивация. Почти все свободные средства они направляют не на кредитование реального сектора экономики, а на потребкредитование. Да еще и повышают ставки по депозитам, чтобы использовать вклады для довольно рискованного беззалогового кредитования. В частности, по оценкам Алексея Моисеева, доходность кредитных портфелей у банков, активных на рынке потребительских кредитов, превышает 50%, а универсальные банки довольствуются всего 10—12%. В связи с этим задача регулятора заключается в том, чтобы устранить дисбаланс между банками, работающими с реальным сектором экономики, и галопирующим рынком потребительских кредитов. Кроме того, по мнению Алексея Моисеева, сдерживание темпов потребкредитования благотворно скажется и на инфляции.
Больше всего от этих нововведений пострадают банки-монолайнеры, зарабатывающие на жизнь исключительно кредитованием населения (кредиты наличными, кредитные карты, POS-кредиты). По оценкам заместителя председателя правления банка «Связной» Евгения Давыдовича, 100% всего нового розничного кредитного портфеля банка будет попадать под новые нормы. Насколько может сократиться капитал банка, он предположить отказался, отметив при этом, что банк, видимо, будет вынужден снизить объем выдачи новых кредитов в 1,3—1,5 раза. Таким образом, и доходы банка от новой выдачи понизятся примерно в 1,5 раза, что, впрочем, в первое время будет нивелироваться незначительностью доли новых кредитов в общем портфеле банка.
Под новые требования подпадают даже продукты госбанков, недавно вышедших на рынок потребкредитования. Банк «Лето» (группа ВТБ) и Cetelem (принадлежащий Сбербанку и «БНП Париба») обещали предложить продукты со ставками ниже рынка. Но пока, если верить их сайтам, у банка «Лето» ставки доходят до 49,9% годовых, а у Cetelem — аж до 96,4%.
Универсальных банков ужесточение правил коснется меньше, но и их не обойдет стороной. «Мы сейчас подсчитываем, насколько сильно отразятся на нас новые требования ЦБ. Это будут заметные изменения для розничного бизнеса, это скажется на нашем портфеле и нашем объеме выдачи кредитов. Хотя очевидно, что для нас это будет менее болезненно, чем для монолайнеров, поскольку более 30% операционного дохода розничного бизнеса Альфа-банка приходится на некредитную деятельность»,— говорит главный управляющий директор Альфа-банка Алексей Марей.
Большинство опрошенных банкиров очень надеются, что ЦБ под натиском банковского лобби все-таки смягчит свою позицию. «Мы считаем, что банки, кредитующие граждан под 30—40%, гораздо лучше с социальной точки зрения, чем микрофинансовые организации или «серые» дилеры, у которых ставки составляют сотни процентов годовых. Надеемся, что ЦБ примет этот аспект во внимание, когда будет принимать окончательную версию изменений»,— заявил вице-президент по маркетингу ТКС-банка Олег Анисимов.
Однако пока единственно возможное послабление, которое Центробанк рассматривает, касается сохранения существующих коэффициентов резервирования в отношении необеспеченных кредитов зарплатным клиентам. Об этом заявил СМИ директор департамента банковского регулирования ЦБ Василий Поздышев. Но объемы зарплатных проектов у банков-монолайнеров несопоставимы с объемами универсальных банков.
По мнению же предправления ХКФ-банка Ивана Свитека, Центробанку и так беспокоиться не о чем. Темп прироста кредитного портфеля физлиц в следующем году и без его усилий замедлится и не превысит 20—25%. «Рынок потребительского кредитования уже замедляется. Это происходит за счет естественных механизмов рыночной саморегуляции. Активное кредитование привело к снижению достаточности капитала. По данным Банка России, на 1 октября она составила 13,3%, в то время как в начале 2011 года была 18,1%. Кроме того, банковская система уже год находится в состоянии дефицита ликвидности и, соответственно, дорогого фондирования. Ставки по вкладам продолжают расти. С учетом естественных рыночных тенденций к сокращению потребительского кредитования меры регулятора могут оказать чрезмерное давление на достаточность капитала розничных банков. Рост кредитного портфеля физлиц в этом случае по итогам 2013 года может составить всего 5%»,— уверен Иван Свитек.
Сейчас банкиры думают о том, как вести бизнес в новых условиях на рынке потребкредитования. «Банки могут отказаться от части низкодоходных кредитных продуктов и переключиться на более высокодоходные, которые, несмотря на повышенные коэффициенты риска, будут генерировать капитал за счет увеличения процентной маржи»,— предполагает Иван Свитек. «Мы рассматриваем разные сценарии в рамках бюджетного планирования. С одной стороны, можно кредитовать по более высоким ставкам, но тогда вырастут риски и увеличится коэффициент резервирования. С другой стороны, если оставить ставки на прежнем уровне или даже снизить их, уменьшится доходность бизнеса. Как следствие, придется искать пути для снижения операционных расходов, чтобы обеспечить прежнюю доходность. Так что для нас наиболее вероятный сценарий — это кредитование на прежних условиях, но в меньших объемах, снижение операционных расходов и поиск возможностей докапитализации банка»,— рассуждает Евгений Давыдович.
Еще одной тенденцией, которую могут спровоцировать действия ЦБ, по мнению руководителя блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Алексея Коровина, может стать усиление разницы в условиях, которые банки предлагают клиентам с хорошей и плохой кредитной историей. «Клиенту с не очень хорошей историей получить кредит будет еще сложнее и еще дороже. Банки, возможно, увеличат ставки по кредитованию таких клиентов, компенсируя свои резервные отчисления. А для клиентов с хорошей историей, напротив, будут условия лучше, за них будет совершенно бешеная конкуренция»,— считает Алексей Коровин.
«В любом случае, какой бы вариант для себя ни избрали банки, новые правила ЦБ приведут к снижению привлекательности высокорискового потребительского кредитования для банков, снижению показателей достаточности капитала и сокращению процентной маржи от потребительского кредитования»,— считает Алексей Марей.
Впрочем, по мере снижения кредитной активности банков их потребность в дорогих ресурсах населения тоже начнет снижаться. Так что ставки по вкладам могут и понизиться. Таким образом, Банк России, с одной стороны, ликвидирует перегрев на рынке потребкредитования, а с другой — снижает ставки по вкладам.
Елена КОВАЛЕВА