Итальянская прокуратура предъявила обвинения пяти сотрудникам S&P и двум сотрудникам Fitch Ratings в понижении рейтингов страны в период, когда она борется с финансовым кризисом. Это, по мнению прокуратуры, дестабилизировало ситуацию на рынках, в первую очередь итальянских государственных облигаций.
В исковом заявлении говорится, что агентства пытались «дестабилизировать ситуацию в Италии, снизить ее престиж и кредит доверия к стране на финансовых рынках, обесценить итальянские облигации [и] ослабить евро». В качестве обвиняемого, кроме бывшего главы S&P Девена Шарма, в документах значится и имя оперативного директора Fitch Дэвида Райли.
Суверенный долг Италии, который достигает 120% ВВП и является вторым по величине в еврозоне после Греции, был в центре внимания трейдеров и инвесторов в течение нескольких месяцев. S&P понизило рейтинг суверенного долга страны в сентябре 2011 года на одну ступень. Следующее понижение произошло в январе этого года, на две ступени, до ВВВ-. Fitch понизило рейтинг Италии в феврале с А + до А-.
По мнению прокуратуры, сведения о понижении просочились еще до того, как об этом было объявлено официально, и вызвали значительное падение на рынке. Прокурор Мишель Руджеро просит суд в итальянском городе Трани признать виновными рейтинговые агентства в манипулировании рынком. Как сообщает The Telegraph, агентства обвиняются в «непрерывных … злоупотреблениях на рынке». Он утверждает, что они «были предвзятыми и предоставляли искаженную информацию» о финансовой стабильности Италии для трейдеров.
Ранее аналогичные претензии были предъявлены Moodys, но позже обвинения были сняты, а нарушений не найдено. Агентства, естественно, знают это и свою вину признавать не намерены. Так, в заявлении S&P говорится: «Эти претензии являются полностью необоснованными, а наша роль заключается в публикации независимого мнения о кредитоспособности в соответствии с открытой и прозрачной методологией, которую мы применяем по всему миру». «Мы будем и впредь выполнять свою роль без страха и пристрастия для любого инвестора, эмитента или потребителя услуг и защищать наши действия, репутацию и сотрудников».
Несмотря на острую критику за то, что до кризиса агентства присваивали рейтинги на уровне AAA «токсичным» активам, им до сих пор удавалось защитить себя от обвинения, утверждая, что их рейтинги являются лишь мнениями. Более 60 дел в отношении агентств были инициированы по всему миру после финансового кризиса, но никто не достиг успеха. Прорыв произошел три недели назад, когда австралийский суд постановил, что S&P ввело в заблуждение 12 муниципалитетов в Австралии, присвоив рейтинг ААА сложным производным продуктам, созданным ABN Amro, которые обесценились менее чем через два года после того, как были проданы. И если судья и в этот раз встанет на сторону обвинения, прецедент может стать началом череды подобных претензий к рейтинговым агентствам по всему миру.
Негативная риторика к действиям Standard & Poors и других рейтинговых агентств со стороны различных типов субъектов рынка ценных бумаг существует давно, и она небезосновательна, отмечает финансовый аналитик Saxo Bank Кирилл Самышкин. Долгое время в европейских официальных кругах даже существовала идея создания европейского континентального рейтингового агентства в противовес англо-саксонской тройке. Теперь итальянские власти обозначили серьезное намерение довести до суда имеющиеся у них претензии по действиям двух крупнейших агентств, однако практические дивиденды из этой идеи им вряд ли удастся извлечь. Очень сложно будет придать юридическую форму и обоснование имеющимся у итальянцев вопросам, к тому же процесс может затянуться на длительный срок и пережить кризис европейской периферии, что существенно убавит его актуальность
Все обвинения в адрес сотрудников рейтинговых агентств, уверен, в свою очередь, управляющий портфелями ЦБ УК «Солид менеджмент» Максим Семянин, беспочвенны. Такой инструмент в принципе создан для защиты интересов инвесторов, и, очевидно, его задача, действуя в рамках своей методики, оценивать тех или иных эмитентов, позиционируя их на определенной шкале. Собственно, этим сотрудники Standard & Poors и Fitch Ratings и занимались. Все эти рейтинги, разумеется, отражают сложившуюся ситуацию только постфактум, даже прогнозы рейтинговых агентств основаны на уже прошедшей динамике основных показателей и уже произошедших фактах. Наверное, сейчас мы наблюдаем, как Италия ищет виноватых, не стараясь признать, что виновата в сложившейся ситуации только она. Любой эмитент должен понимать, что на рынке существует инструмент, позволяющий широкому пласту инвесторов, дотошно не наблюдающих за всеми показателями, узнать об изменении надежности эмитента, а потому свою деятельность необходимо вести с пониманием данного факта, не удивляясь тому, что вдруг весь рынок отреагировал на ваши проблемы.
Но и в принципе мнение любого аналитика субъективно и часто оказывает влияние на рынок, говорит Александр Разуваев, директор аналитического департамента компании «Альпари». Проблемным станам Европы сейчас режут рейтинги, однако надо иметь нормальное значение долга к ВВП, а потом ругать аналитиков. И сейчас, скорее всего, монополии S&P, Moodys, Fitch ничто не угрожает. Американцы по-прежнему играют первую скрипку в мире денег. При этом, с точки зрения эксперта, рейтинги проблемных стран Европы завышены, а России — занижены по политическим мотивам.
И едва ли стоит ждать начала широкой полосы преследований для рейтинговых агентств, считает директор аналитического департамента ИГ «Норд-капитал» Владимир Рожанковский. Европейцы во главе с немецким канцлером Ангелой Меркель уже года три как безрезультатно пытаются основать свое собственное, независимое рейтинговое агентство. Китайское рейтинговое агентство Dagong Global, откровенно говоря, и то более известно, но именно не как общепризнанный рейтинговый лидер, а как антагонист, жаждущий славы. Пока не будет полновесной альтернативы «большой рейтинговой тройке», войну с ними вести бесполезно, так как те же глобальные пенсионные фонды быстро будут ввергнуты в состояние хаоса, если долговые инструменты перестанут получать своевременные оценочные обновления.
Анна КОРОЛЕВА