Сбербанк поздно вышел на рынок вкладов для состоятельных клиентов, признает зампред банка, курирующий розничный блок, Александр Торбахов. В интервью BFM.ru в рамках Франкфуртской финансовой недели, Александр Торбахов рассказал, что кредитная организация собирается делать для восстановления своих позиций на рынке вкладов и что будет дальше со ставками.
— Доля Сбербанка на рынке вкладов в этом году снизилась, чем вы это объясняете?
— Сбербанк последним вышел на рынок высокодоходных клиентов, и здесь мы выступаем в роли догоняющих. Это и стало причиной снижения доли банка на рынке депозитов, но мы этим не удовлетворены и намерены стабилизировать свою долю.
— Каким образом?
— За счет работы во всех сегментах, в частности, с нашими зарплатными клиентами, пенсионерами. Причем с сильным акцентом на высокодоходный сегмент. Для них мы уже второй год подряд разворачиваем сеть менеджеров, которые обслуживают эту аудиторию, предлагаем новые продукты, например, сберегательные сертификаты, on-line вклады.
— Стоит ли ожидать повышения ставок по депозитам?
— Это зависит не от нашего желания, а от температуры финансового рынка. Сейчас ставки достаточно высокие, и в среднесрочной перспективе мы увидим их снижение на рынке в целом, и вслед за ними и ставки на рынке привлечения.
— Сейчас идет дискуссию о повышении максимального уровня страхуемых вкладов, какова позиция Сбербанка в этом вопросе?
— Увеличивать размеры вкладов, которые будут страховаться, не нужно. Во-первых, это приводит к безответственному поведению банков, которые будут поднимать до беспредельного уровня ставки, прикрывая это страхованием вкладов. Во-вторых, это будет стимулировать инфантильное поведение потребителя, который без страха потери средств будет вкладывать их в банки без имени и репутации.
— Другой нашумевший законопроект — о банкротстве физических лиц. Вы не боитесь, что некоторые заемщики будут злоупотреблять им?
— Не боимся. Мы находимся в перманентном диалоге с регулятором по этой и другим законодательным инициативам, но дополнительно комментировать я не готов.
— А что вы думаете о планах Центробанка по ужесточению требований к банкам, работающим на рынках потребительского кредитования?
— Банки, работающие на этом рынке, имеют фиктивную доходность в 60—70%, но ведут себя не совсем открыто по отношению к потребителю, и прозрачность не помешала бы.
— Прозрачность для клиента — это одно, а повышение нормы риска для банка совсем другое.
— Нормы риска всегда таким ставкам сопутствуют. С такой доходностью некоторые банки могут вести себя легкомысленно. С таким уровнем доходности можно раздавать кредиты почти каждому, и 20% потерь не будут проблемой в спокойной финансовой ситуации. Но если ситуация ухудшится, то это может сыграть плохую роль для рынка.
— В этом году портфель потребительских кредитов Сбербанка вырос почти на столько же, на сколько и портфель корпоративных займов. Вы не боитесь, что часть потребительских кредитов может оказаться не лучшего качества?
— У нас традиционно очень консервативная политика в потребительском кредитовании. Уровень потерь — единицы процентов.
— Чего банк ждет от рынка потребительского кредитования в следующем году?
— Темпов, которые были в этом году, нам поддержать не удастся. Но рынок все равно будет развиваться.
— Как развивается Cetelem — совместный проект Сбербанка и BNP Paribas по кредитованию в розничных сетях?
— Сейчас о
— А если посмотреть на потребительское кредитование с позиции рынка как такового, на ваш взгляд, это правильно, что крупнейший из госбанков идет в сектора, где преимущественно работали частные кредитные организации?
— Я бы не стал разделять компании на государственные и частные. Мы — банковская организация, и конкурируем с другими банками. В этой ситуации структура нашего капитала не имеет большого значения. Мы успешно конкурируем с другими банками на всех других финансовых рынках и не видим причин, почему бы не конкурировать и на этом рынке.
Беседовал Дмитрий ЛАНИН