У двух третей банков с отозванной лицензией фиктивные активы превышали половину их баланса, рассказал «Ведомостям» первый заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Валерий Мирошников. Он не стал уточнять объемы фактически отсутствующих активов. «Завершены проверки в 140 кредитных организациях, в 89 случаях (64%) в ходе проверки было установлено, что на дату отзыва лицензии балансовая стоимость фиктивных, или, как мы их называем, «технических», активов превышала 50% балансовой стоимости всех активов банка», — сказал Мирошников.
Если раньше «технические» активы представляли собой в основном кредиты, выданные не ведущим хозяйственную деятельность заемщикам, то в последние годы АСВ все чаще сталкивается именно с фиктивными активами — несуществующими ценными бумагами, сфальсифицированными остатками денежных средств в кассе и т. п., добавил Мирошников.
К примеру, ЦБ и АСВ в 2012 г. обнаружили крупную недостачу наличности в кассах банков «Дербент-кредит» и «Камчатка», а также у НКО «Городской расчетный центр». В Вэлкомбанке отражались в учете несуществующие ценные бумаги, в Сибирском энергетическом банке, «Универсалтрасте», Орелсоцбанке, Объединенном банке развития, «Холдинг-кредите» обнаружена существенная недостоверная отчетность. Персональной ответственности за такие нарушения топ-менеджеры банков сейчас не несут, но ЦБ вправе отозвать лицензию у банка, хотя может ограничиться и доначислением резервов, говорит президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.
Чтобы пресечь выдачу кредитов через фирмы-однодневки, ЦБ ужесточил требования к проверке банками клиентов, их фактического адреса через сайт ФНС. Когда ЦБ выявил схему, использовавшуюся Матвеем Уриным, по накачиванию капиталов банков фиктивными ценными бумагами, существование которых заверял депозитарий с фиктивным юридическим адресом, регулятор ужесточил требования к депозитариям, напоминает партнер BDO Денис Тарадов. Чтобы меньше отчислять в резервы, банк должен учитывать бумаги только в депозитарии с высоким рейтингом. Для ограничения кредитования собственников ЦБ ввел требования по раскрытию конечных бенефициаров банков, а также ужесточил резервирование по кредитованию компаний в офшорах и кредитованию связанных с банком компаний.
В понедельник ЦБ опубликовал проект поправок в ряд своих инструкций, по которым банкам с 1 января 2013 г. придется создавать резервы в размере 100% от стоимости активов, если они не могут подтвердить их наличие или качество. Дело идет к ужесточению ответственности банкира за недостоверную отчетность: если за нее будет введено уголовное наказание, это заставит топ-менеджеров лишний раз задуматься, стоит ли рисковать, говорит Тарадов. Раз ЦБ так делает, возможно, он считает, что много банков фальсифицирует отчетность или прячет активы, полагает вице-президент группы «Лайф» Ярослав Алексеев: наверное, он идет в общей тенденции с европейскими регуляторами — за последний год в прибалтийских странах были случаи вывода активов из Snoras и Latvijas Krajbanka. «Помогут ли эти меры? Неясно, статистика — сложная штука, — сомневается Алексеев. — В таком же ключе можно рассуждать, остановит ли водителя увеличение наказания за вождение в пьяном виде. Разумного — да, алкоголика — нет».
Не фиктивный, но липовый
Активы не всегда могут быть фиктивными, но при этом ликвидности банку они не прибавляют. Например, «Витас банк» пытался внести в капитал облигации СССР 1982 года выпуска номиналом 2 млн руб., оценив их почти в 1 млрд руб. Минфин признал этот долг, но проводил его обмен на новые бумаги до 1995 г., время следующего обмена до сих пор не определено.
Ольга ПЛОТОНОВА