Центральный банк РФ прочит рынку потребительских кредитов продолжение бурного роста в ближайшие два года, опасаясь риска накопления «плохих» долгов, отнятия ресурсов у корпоративных заемщиков и проблем с ликвидностью
ЦБ надеется сдуть надувающийся «пузырь» повышенными резервами и ужесточением требований к капиталу, которые, по его мнению, не повлияют на бизнес-модели специализированных игроков, но подействуют «профилактически», и обещает банкам открыть глаза на риски, которые их подстерегают в этом сегменте.
«Сейчас мы не видим, что перед сектором стоит угроза системного риска по той причине, что мы сталкиваемся с так называемым ростом, догоняющим развитие, но если мы увидим, что некоторые годы такая скорость будет сохраняться, к чему есть тенденция, скорее всего, будет накопление некоторого объема рисков, которые в будущем могут представлять собой, если регулятор своевременно не среагирует, угрозу для стабильности сектора», — сказал Сергей Моисеев из департамента по финансовой стабильности ЦБР на конференции в четверг.
Кредиты населению набрали за последние полтора года темпы роста, превышающие 40 процентов в год. ЦБ стремится обуздать этот рост с помощью ужесточения регулирования, запланировав в 2013 году двукратное повышение норм резервирования по необеспеченным потребкредитам и повышенную плату капиталом.
«Максимальный прирост —
Он считает, что меры регулятора при той доходности бизнеса, которую имеют игроки рынка — около 25—27 процентов, «существенного» влияния на их модели не окажут, но «создадут минимальную подушку безопасности», поскольку каким будет состояние рынка через два года, не очень понятно.
Риски просрочки и ликвидности
ЦБ беспокоит отсутствие механизма перераспределения кредитных рисков на рынке потребкредитования, участники которого «сидят на динамите, постепенно прибавляющем в весе», и не знают, «когда он выстрелит».
По словам Моисеева, долговое бремя населения в РФ — одно из самых высоких
«Я боюсь, что когда цена на нефть будет $80 долларов… они превратятся в 40 процентов, и это уже серьезно», — сказал он.
ЦБ также опасается, что в погоне за прибылью банки спускают ресурсы на высокодоходные потребкредиты, оставляя на произвол судьбы корпоратов, кредиты которым растут в три раз медленнее, чем населению.
«Мы видим, что происходит перераспределение структуры активов от корпоратов в сторону домохозяйств… мы отбираем хлеб у корпоратов», — говорит Моисеев, поясняя, что есть риски финансовых проблем у компаний, которым может быть отказано в пролонгации ради более доходных потребкредитов.
Бизнес-модель банков-монолайнеров, которые почти не имеют залогов для рефинансирования в ЦБ, по мнению регулятора, несет риски ликвидности.
»…Когда прозвонит колокол, то кредитор последней инстанции не сможет им ничем помочь… это создает проблему ликвидности в секторе, это означает, что банки отвернулись от кредитора последней инстанции, не лицом к нему, а другим местом стоят, и нас это беспокоит», — сказал Моисеев, по оценкам которого у 30 крупнейших игроков рынка средства ЦБ в пассивах составляют около 2 процентов, когда в целом по сектору — около 15 процентов.
Битва за металл
Рынок потребкредитования притормозит рост, столкнувшись с ужесточением требований ЦБР по резервам и капиталу, которые урежут банкам-монолайнерам прибыльность, но дадут фору госбанкам с их более дешевым фондированием и зачаточным состоянием бизнеса в этом сегменте, считали эксперты.
Моисеев прогнозирует, что в 2013 году рынок замедлит рост до 25—30 процентов под влиянием «рыночных ограничений»: падения уровня достаточности капитала и сокращения фондирования.
«Через два года, видимо, темпы роста сравняются с темпами роста активов в целом… со скоростью роста базовых обязательств».
Повышенные коэффициенты к расчету капитала для кредитов, полная стоимость которых выше 25 процентов в рублях, сильнее ударят по банкам-монолайнерам, чем по «гигантам», говорит Моисеев, оценивая влияние на достаточность капитала в целом по сектору в 0,1 процентного пункта.
«Есть банки, у которых стоимость кредитов выше 25 процентов, в этой нише их достаточно много, и для них влияние на рентабельность существенно… борьба за прибыль идет… учитывая, что половину доходов они тратят на выплаты собственникам, естественно — это золотая жила», — сказал он журналистам.
Русский стандарт и ХКФ-банк, которые еще в прошлом году щедро вознаграждали владельцев дивидендами, объясняя их рост избытком капитала, в октябре вышли на рынок субординированных евробондов для его пополнения.
Моисеев сказал, что доля новых кредитов со ставкой выше 25 процентов в ноябре составляла около 20 процентов.
Заглянет в портфели
ЦБ обещает банкам помочь осознать риски в сегменте потребкредитования и «кардинально повысить прозрачность портфелей крупнейших игроков».
Моисеев сказал, что ЦБ создал «клуб банков» для сбора детальной информации по сегментам кредитных карт, pos-кредитования, уровня просрочки по международным стандартам, оборотов вторичного рынка проданных кредитов.
«Через несколько лет, я думаю, это обследование сможет принять форму надзорной отчетности, чтобы все понимали точно, в какой среде они живут».
По словам Моисеева, ЦБ также хочет, чтобы кредитные бюро собирали больше информации о заемщиках, включая сведения о доходах, залогах и поручителях, а также иметь доступ к единой обезличенной базе данных.
Оксана КОБЗЕВА