У вас есть карта «Малина» и на ней баллы, которые вы меняли на товары в магазинах? Увы, малина закончилась. Итак, участников накопительных программ ждет разочарование. Не успели они распробовать возможность напрямую тратить накопленные баллы, как Банк России намерен эту практику пресечь.
Источник Slon в ЦБ рассказал, что «ряд компаний, не являющихся кредитными организациями, включая эмитентов небанковских карт, таких как «Малина», продолжают проводить расчеты с третьими лицами по поручениям физических лиц, несмотря на законодательное признание таких расчетов переводами электронных денег». Такая деятельность, по мнению регулятора, нарушает закон «О национальной платежной системе», который обязал всех эмитентов электронных денег получать лицензию ЦБ либо работать в партнерстве с банками. Поэтому он готовит специальное письмо банкам, в котором обратит их внимание на незаконность таких переводов, а те в свою очередь должны будут предупредить клиентов-юрлиц о том, что такие платежи больше невозможны.
Классическая схема работы подобных программ лояльности, среди которых наиболее известны «Малина», «КупиКупон», «Много.ру», выглядит так: участник копит баллы на специальную карту или счет в интернете, расплачиваясь за товары и услуги в магазинах — партнерах программы. Потом накопленные баллы можно обменять на определенные товары из тематических каталогов. «Малина» пошла дальше, разрешив держателям своей карты расплачиваться ею в конкретных магазинах (например, баллами можно рассчитаться на заправках BP или купить товары в аптеке «36,6»), то есть практически напрямую делать переводы в пользу партнеров. Фактически такая возможность приравнивается к эмиссии денег, поэтому так и заинтересовала ЦБ.
Какие риски для денежной системы? Вот мнение начальника управления пластиковых карт ВТБ 24 Александра Бородкина: «Гипотетически риски злоупотребления при применении таких схем могут быть, например, в виде легализации денежных средств путем перевода их в баллы и произведения с их помощью расчетов. Но на практике такие кейсы мне неизвестны». Закон «О национальной платежной системе» для того и принимался, чтобы все игроки платежного рынка были подотчетны ЦБ, поэтому решение регулятора объяснимо: он пытается привести их действия в соответствие с требованиями закона. «С другой стороны, мировая практика показывает, что такие продукты не всегда подпадают под понятие «электронных денег»: например, известны карты авиакомпаний, баллами которых можно расплачиваться напрямую за товары, — отмечает председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. — В целом разница между «баллами» и «деньгами» на таких картах все более размывается, и появляется необходимость специализированного регулирования».
Вопрос «Slon», останется ли опция расчета баллами в магазинах, «Малина» оставила без ответа. Существует несколько вариантов для компании: применять схему, при которой расчеты в пользу третьих лиц будут исключены, — это возврат к той системе, когда баллы обмениваются на товар у самой компании; либо получить лицензию НКО и работать в рамках специализированного правового поля. Но регистрироваться в роли НКО довольно дорого: уставный капитал должен быть не менее 18 млн рублей, да и становиться полноценной платежной системой у «Малины» нет смысла, так как для нее это непрофильный бизнес, в отличие, например, от «Яндекс.Деньги» или WebMoney, так что, скорее всего, компания отреагирует на действия регулятора отменой популярной у своих клиентов услуги и будет активнее развивать ее в рамках кобрендовых продуктов в сотрудничестве с банками. Это, кстати, может быть третьим вариантом выхода из ситуации. Подобные карты, привязанные к счету в банке, «Малина» уже выпускает с «Райффайзенбанком» и банком «Русский Стандарт».
Татьяна АЛЕШКИНА