Оглядываясь назад, можно сказать, что макроэкономический прогноз, сделанный нами на прошлый год в конце 2011 г., в целом, оправдался. Нам удалось верно угадать качественную картину: как мы и ожидали, в 2012 г. произошло снижение темпов экономического роста до менее 4% с 4,3% 2011 г. На протяжении года были зафиксировано замедление роста ВВП с 4,9% в I квартале до 2,9% в третьем.
Прошлый год насторожил участников экономического процесса отсутствием определенной стройности и последовательности в политике финансовых властей. Так, правительство решило через бюджетное правило законодательно закрепить накопление резервных средств в стабилизационном фонде, несмотря всю неоднозначность этой идеи и возможные издержки. Имеются в виду накопления денег в резервном фонде вне зависимости от того, сводится бюджет с профицитом или дефицитом, за счет масштабных заимствований на внутреннем рынке, что является, по сути, изъятием капитала из системы и его последующей конвертацией в иностранные активы. Это действие властей дает однозначный сигнал остальным участникам рынка — нужно делать то же самое. В результате мы видим масштабный отток капитала.
Повышенный спрос на деньги со стороны властей приводит к росту инфляционных ожиданий и процентных ставок, что мы и наблюдали во II квартале и в середине года, когда как раз и увеличились масштабы чистых заимствований правительства на фоне профицитного бюджета. На это Центральный банк отреагировал резким ростом объемов рефинансирования, но ставки денежного рынка все равно остались на высоком уровне. Ускорение темпов инфляции негативно сказалось на внутреннем спросе и замедлило экономический рост. В следующем году ситуация, судя по всему, кардинально не изменится, поскольку бюджет предполагает те же действия, только бюджетное правило будет закреплено формально.
В то же время инвесторам не очень понятно, как трактовать предложение правительства существенно деформировать пенсионную систему и уменьшить отчисления, которые формируют накопительную часть пенсий. Для инвесторов это лишь один из примеров непоследовательности макроэкономической политики.
В 2012 г. усилилась восприимчивость отечественной экономики к внешним шокам со стороны потоков капитала. На фоне удорожания стоимости внутренних заимствований продолжал расти внешний частный долг. Показательно при этом, что одновременно снижалась чувствительность экономики к ценам на нефть, поскольку автоматический стабилизатор в виде плавающего обменного курса рубля частично компенсирует ценовые шоки. Однако если новая волна глобальной нестабильности приведет к тому, что деньги вновь на какое-то время перестанут обращаться, Россия подвергнется серьезному риску: возникнут сложности с выплатой внешних долгов, поскольку в основном это были относительно короткие займы, а платежи по ним довольно существенные. Таким образом, внешняя нестабильность может больно ударить по счету капитальных операций.
Однако существенных изменений в наступившем году, судя по всему, ожидать не приходится, и он будет похож на предыдущий. Мы по-прежнему не ожидаем какой-либо определенности во внешних условиях, поскольку в ближайшее время не просматривается какой-либо альтернативы политике, которую проводят развитые страны (и которая, безусловно, неустойчива в долгосрочном плане). По сути, она ведет в никуда, но пока насыщение мировой системы деньгами способствует оттягиванию принятия более радикальных решений, и надежды возлагаются на то, что не государство, а частный сектор найдет какие-то точки роста и откроет новые перспективы. В сложившихся условиях насыщение мировой экономики ликвидностью означает, скорее, консервацию сложившейся структуры, чем стимул к изменению. Поэтому процесс глобальных изменений тоже, по всей видимости, будет плавным. Поэтому рассчитывать на серьезное улучшение внешней экономической конъюнктуры в части спроса на товары российского экспорта не стоит, и мы бы в очередной раз охарактеризовали перспективы 2013 г. в России как движение по инерции, до тех пор, пока мы не получим какой-либо импульс — изнутри либо извне.
На данный момент мы прогнозируем рост российской экономики в 2013 г. на уровне 3% или чуть выше при условии, что в Европе и в мире не произойдет резкого изменения ситуации. Начало года будет отличаться даже более низкой динамикой, ускорение ожидается в III квартале, в том числе благодаря сельскому хозяйству.
В экономике будут и позитивные моменты, например ожидаемое нами снижение инфляции. В 2012 г. инфляция была результатом упомянутых выше ошибок в финансовой политике, которая существенно нарушила равновесие на денежном рынке. Ситуация нормализовалась в IV квартале, и мы тут же увидели снижение инфляции в месячном выражении, которое продолжится и в этом году. Полагаем, что инфляция может выйти на уровень 5,5% при условии, что макроэкономическая политика, учтя негативный опыт 2012 г., будет менее интервенционистской по отношению к денежному рынку.
Евгений ГАВРИЛЕНКОВ
Автор — главный экономист, управляющий директор «Сбербанк CIB»