Мир снова оказался на пороге валютной войны. На этот раз она может начаться с Японии, Центробанк которой для спасения экономики начал проводить политику по снижению курса иены, чтобы поддержать свой экспорт на мировых рынках.
Опасность нового витка валютной войны признают и в Банке России. «Это путь не к единству, а к сепарации, сегрегации, разделу на отдельные зоны влияния, вплоть до очень острой конкуренции, вплоть до мировых торговых и валютных войн, что, безусловно, контрпродуктивно», — заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, говоря о монетарной политике Японии. Но Россия, сообщил наш источник в ЦБ, не намерена идти по этому пути Японии. И, наоборот, готовит рубль к свободному плаванью.
Не приведут ли действия японского ЦБ к «эффекту домино» по всему миру и почему Россия хочет остаться в стороне от «военных действий», «РГ» разбиралась со своими экспертами. Опасения вокруг действий Японии оправданы, считает профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ «Высшая школа экономики» Александр Абрамов. И напоминает: «Достаточно вспомнить, что японцы выделяют на снижение курса нацвалюты 100 миллиардов долларов».
Но, с другой стороны, иного выхода для японских властей может и не быть вовсе. «Дело в том, что экономика Японии построена на экспорте ресурсов и высокотехнологичных товаров. Естественно, что если курс иены высок, то продукция становится неконкурентоспособной», — отмечает научный сотрудник Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Мирошниченко.
А раз нет вариантов, то и другие страны могут последовать примеру Японии. И такая угроза существует. «Курс евро может быть снижен до полного паритета с курсом доллара. Но в целом это может привести к падению объемов мировой торговли и снижению роста мирового ВВП», — предупреждает Абрамов. Выгод же от нового витка валютной войны эксперт «РГ» не видит никаких. Однако, дополняет Мирошниченко, сиюминутное снижение курса помогло бы резко повысить конкурентоспособность товаров, в первую очередь, США и Германии.
Россия на этом фоне потенциальной валютной войны занимает особое место. Такова позиция ЦБ — в «бой не ввязываться». Так что курс рубля, скорее всего, будет укрепляться, полагает Александр Абрамов. «Возможно, даже до 30 рублей за доллар. А в большой перспективе, если мировая валютная война все-таки случится, пара «евро-доллар» окажется в паритете и не упадут цены на нефть, то есть все шансы увидеть и 25 рублей за доллар», — прогнозирует аналитик.
Но, может быть, все-таки стоило снизить курс рубля для облегчения конкуренции? У этой точки зрения много сторонников, однако эксперты «РГ» ее не поддерживают. «В 2009 году на фоне кризиса произошла девальвация рубля. Но толчка к развитию экономики она не дала», — напоминает Мирошниченко. И поясняет: сильной конкурентоспособной продукции у нас пока нет. «А чтобы она появилась, стране нужна новая индустриализация: строительство заводов и закупка иностранного оборудования для них, поскольку своего мы не производим», — предлагает Мирошниченко. Для закупки же зарубежного оборудования необходима иностранная валюта. И если рубль будет ослаблен, то России поставки импортной техники влетят в копеечку. Выходит, сильные колебания курса нашей валюты как и в одну, так и в другую сторону ничем хорошим для российской экономики в перспективе не обернутся.
«Игры с курсами валют — вообще довольно опасная вещь», — говорит Абрамов. Новая валютная война вполне может спровоцировать и новый экономический кризис, полагает он. «Такие прецеденты уже бывали. И совсем не случайно разрушение золотовалютного стандарта совпало с нефтяным кризисом в семидесятых годах», — напомнил эксперт «РГ». А дальше все может пойти по нарастающей — тарифные, ценовые, нефтяные войны…
«В этой ситуации нам нужно больше внимания обращать на собственные проблемы, -подвел черту экс-глава Центробанка Виктор Геращенко. — Посмотрите, у нас трубы рвутся постоянно, им по 70 лет уже. Плюс машиностроение необходимо развивать. А насчет стабильности валюты: у нас все-таки есть Резервный фонд. Вот его финансовый потенциал и надо направить на решение проблем российской экономики».
Комментарий
Никита Масленников, советник Института современного развития:
— Разговоры о возможности валютных войн идут каждый год, начиная с 2008 года. Но сейчас они вызывают больше опасений, чем обычно.
Мировой валютный рынок неспокоен
А они вызваны двумя эффектами. Во-первых, ряд стран действительно ведет сверхмягкую монетарную политику — это Япония, США, государства Евросоюза, Великобритания. Во-вторых, валютные обострения связаны с перебалансировкой глобального спроса, этот процесс лет на 8—10. Естественно, что экономики с разными скоростями приспосабливаются к этому. И появляется соблазн защититься колебаниями валютного курса. Вот это нужно сдерживать, чтоб не спровоцировать снежный ком, который может задавить всех.
Сейчас главными стали отношения между долларом и евро. Мир стоит на пороге выхода на новое курсовое соотношение этих валют, они, действительно, могут почти сравняться. За фасадом валютных войн главное не пропустить это изменение. И крайне важно сейчас всем воздерживаться от резких движений в валютной сфере.
Россия, судя по заявлениям, свой выбор, видимо, сделала: к 2015 году выйти на плавающий курс рубля. Он необходим для полноценного таргетирования инфляции. Временами колебания валюты будут выглядеть достаточно серьезно, но это рыночное явление. Думаю, ничего кардинально нового в монетарной политике России мы, скорее всего, не увидим. Главное — нам не стоит втягиваться в мировое валютное «перетягивание канатов».
Роман МАРКЕЛОВ
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.