Ставки по кредитам для юридических лиц последние несколько месяцев устойчиво растут. К этому привело постоянное повышение процентных ставок по депозитам граждан в банках, из средств которых фондируется значительная часть кредитования, а также удорожание финансирования банков от ЦБ. В итоге темпы роста корпоративных портфелей снизились в два раза.
Ставка по кредитам до одного года для юридических лиц в декабре прошлого года составила 10,4% годовых. Как следует из материалов Центрального банка, кредиты для корпоративных заемщиков стали дорожать с ноября. До этого месяца почти полгода, с мая прошлого года, они держались на одном уровне — 10%. Но в октябре ставка поднялась до 10,1%, а в ноябре — сразу до 10,3%. Таким образом, увеличение процентной ставки имеет четкую тенденцию к повышению.
Всего за год процентная ставка по кредитам юридическим лицам выросла на 1,2 процентных пункта. В январе этот показатель составлял 9,2% годовых. Текущий уровень ставок сопоставим с ситуацией в июле 2010 года, когда на выходе кризиса средняя ставка составляла 10,5%. С тех пор она снижалась, достигнув минимальных значений в мае 2011 года — 8,0% годовых, после чего вновь начала расти. При этом реальная ставка для бизнеса намного выше, ЦБ всего лишь обозначает среднюю, отмечают эксперты. «Это средняя температура по больнице,— говорит бизнесмен, совладелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев.— Реальные ставки для бизнеса, который не входит в топ-20 «голубых фишек», находятся на уровне примерно 14—15% годовых».
Причина роста ставок, по словам банкиров, банальная — рост стоимости фондирования. «Почти весь год банки конкурировали за ликвидность, постепенно повышая стоимость привлечения депозитов от физических лиц,— констатирует зампред Сбербанка Андрей Донских.— И это не могло не сказаться на стоимости выдаваемых кредитов, увеличение стоимости пассивов неизбежно влечет за собой и увеличение ставок по кредитам». «Действительно, ликвидности сейчас не хватает даже у банков с госучастием,— соглашается зампред банка «Возрождение» Андрей Шалимов.— Как раз в середине 2010 года, получив госпомощь, госбанки могли выдавать очень дешевые кредиты. Крупный бизнес мог претендовать на ставки всего лишь в 6—7%. Но в такой ситуации частным банкам тогда тоже пришлось снижать ставки. Теперь обратная ситуация: госбанки уже не могут кредитовать дешево, и после погашения выданных в 2010 году кредитов частные банки выдают новые дороже».
Кроме того, на стоимость кредитов повлияло и повышение в сентябре ЦБ ставки рефинансирования с 8% до 8,25% годовых, напоминает господин Шалимов. «Это эхо «греческих событий»,— уверен бизнесмен, владелец группы компаний «Связной» Максим Ноготков.— События в Греции привели к тому, что банки не смогли дешево занимать деньги на зарубежных рынках капитала и были вынуждены обратиться к внутренним источникам. Это повлияло на стоимость выдаваемых кредитов. По моим личных ощущениям, за год стоимость кредитов в среднем выросла на 2%».
Согласно статистике ЦБ, процентные ставки по депозитам физических лиц (без учета депозитов «до востребования») в декабре также достигли максимальных значений за два года. Если в мае 2011 года эта величина составляла всего лишь 6,2%, то в декабре 2012 года — 8,4%. А выдавая кредиты под 10,5% годовых в июне 2010 года, банки платили своим вкладчикам всего лишь 7,5% годовых. В 2010 году при уровне доходности по депозитам в 8,2—8,7% банки предлагали корпоративные кредиты под 11,4—11,7% годовых.
В такой ситуации компании меньше берут кредитов, следует из отчетности регулятора. Так, прирост кредитов юридическим лицам в прошлом году составил всего лишь 12,7%, тогда как в 2011 году объем кредитного портфеля юридическим лицам вырос на 26%. «Чем ниже цена денег, тем, наверное, более активным является кредитование»,— говорил ранее первый зампред ЦБ Алексей Симановский. «Но есть внутреннее ощущение, не могу сказать, что это уверенность, надежда на то, что кредитование корпоративного сектора будет идти по 2013 году более высокими темпами, чем по результатам 2012 года»,— говорил он в кулуарах Гайдаровского форума.
Между тем расчеты ЦБ, скорее всего, не оправдаются, утверждают эксперты. «С такими ставками компании фактически работают не на свое развитие, а на развитие финансовой системы, говорит председатель совета директоров группы компаний «Валары» Кирилл Подольский.— Мало кто в реальном секторе может работать с рентабельностью, которая способна компенсировать обслуживание таких дорогих кредитов». При этом, отмечает господин Подольский, если за рубежом правительства поддерживают экономику, имея ставку рефинансирования около нуля, то у нас ставка рефинансирования крайне велика — 8,25%.
Впрочем, в задачи российского ЦБ не входит поддерживать реальный сектор. По словам господина Симановского, снижать ставку рефинансирования ЦБ пока не намерен, так как «она полностью соответствует рыночным реалиям». «В уставах центральных банков большинства ведущих экономик записано, что они отвечают за развитие бизнеса в стране,— говорит президент «Деловой России» Александр Галушка.— Пока перед нашим ЦБ такой задачи не поставить, он не будет мотивирован развивать отечественную экономику».
Рост ставок по кредитам корпоративным заемщикам нельзя назвать выдающимся, указывают эксперты. Но есть отрасли, по которым это ударит особенно сильно: в частности, сельхозпроизводство, предупреждают эксперты. «В целом любая тенденция к повышению стоимости кредитования — негативный сигнал для сельхозтоваропроизводителей, особенно в свете предстоящей посевной кампании, поскольку именно на этот период приходится увеличение спроса на кредитные средства,— говорит исполнительный директор «СовЭкона» Андрей Сизов.— Еще более усугубляет ситуацию тот факт, что, согласно новой программе развития сельского хозяйства на 2013—2020 годы, размер субсидирования ставок по кредитам для аграриев снижен до 2/3 от размера ставки (ранее она доходила до 80%)».
Александра БАЯЗИТОВА, Светлана МЕНТЮКОВА