В 1661 году Швеция стала первой европейской страной, где были введены в обращение банкноты. Теперь она дальше всех продвинулась в противоположном направлении и приближается к тому, чтобы полностью «избавиться» от наличных денег.
«Не понимаю, зачем вообще печатать банкноты?» — говорит Бьорн Ульвеус, участник легендарной группы ABBA. Музыкант выступает за мир без наличности, пишет The Daily Mail.
Контуры такого общества уже намечаются в Швеции — к неудовольствию тех, кто предпочитает цифровым деньгам монеты и бумажные купюры.
В большинстве шведских городов в автобусах уже не принимают наличные, билеты приобретаются либо предварительно, либо с помощью смс-сервиса. Некоторая доля компаний, пусть и пока небольшая, принимает к расчетам только карточки, офисы некоторых банков вообще перестали работать с наличными.
«Есть города, где больше совершенно невозможно рассчитываться наличными», — жалуется Курт Перссон, председатель шведской национальной ассоциации пенсионеров. Он говорит, что для пожилых это только создает сложности: ведь не все могут пользоваться карточками, и не у всех они есть.
Даже церковные пожертвования теперь можно вносить с карточки — уже есть такие возможности в некоторых церквях.
Объем наличного денежного обращения в Швеции оценивается в 3% ВВП, по сравнению с примерно 9% в среднем по еврозоне и 7% в США. Такие данные приводят СМИ со ссылкой на Банк международных расчетов (BIS).
И даже эти 3% — слишком много, по мнению Ульвеуса, автора знаменитого хита «Money, Money, Money». Для него главный вопрос касается безопасности. Без денег жизнь будет проще, уверен музыкант, разве только не для грабителей.
По словам экспертов Шведской банковской ассоциации, с сокращением наличного денежного обращения действительно меняется и статистика преступлений. Если в 2008 году случаев ограблений банков было зарегистрировано 110, то в 2011 — только 16, это самый низкий показатель за весь 30-летний период ведения базы, пишет The Daily Mail.
Меньше денег — выше безопасность, как для сотрудников, работающих с наличностью, так и, разумеется, для общественности, уверен эксперт банковской ассоциации Пар Карлссон.
Распространение электронных расчетов и цифровой «след», который они оставляют, — одно из возможных объяснений того, что в Швеции проблема финансово-налоговых нарушений стоит не столь остро по сравнению с Италией, Грецией и прочими странами с более активным оборотом наличных денег. Как отмечает Фридрих Шнайдер, преподаватель экономики в Университете Иоганна Кеплера в австрийском Линце, чем больше используются карточки, тем меньше сделок в теневой отрасли.
В декабре 2011 года премьер-министр Италии Марио Монти объявил, что в рамках антикризисной экономической программы вводится запрет на операции с наличными на сумму более 1000 евро. Ранее планка отсечения была установлена на уровне 2500 евро. Цель этой меры — борьба с уклонением от уплаты налогов. Бегство от налогов, которое в некоторых странах стало «общенациональным увлечением», в ЕС называли одним из основных источников экономических проблемы еврозоны. Так, по данным отчета рабочей группы Еврокомиссии по Греции за 2011 год, греки задолжали бюджету 60 млрд евро (78 млрд долларов) неуплаченных налогов. В Греции, как отмечал профессор Шнайдер, объем наличных расчетов по сделкам достигает 25% ВВП. Этот оборот фактически невозможно отследить. В ЕС подозревали, что десятки миллионов долларов греческих доходов надежно уведены из поля зрения фискальных органов и депонированы в швейцарских банках. В Италии к концу 2011 года налоговая полиция выявила 65 млрд долларов активов, выведенных
Но у всякой медали есть и оборотная сторона — в данном случае электронный оборот несет в себе риски киберпреступлений. По данным Шведского национального совета по борьбе с преступностью, в 2011 году было зафиксировано 20 тысяч случаев компьютерного мошенничества против 3304 подобных нарушений в 2000 году.
Кроме того, эксперты не устают напоминать о проблемах конфиденциальности, возникающих в «цифровой» экономике.
Неудивительно, что Швеция и вообще скандинавские страны впереди планеты всей в области электронных расчетов, учитывая их активную политику в сфере технологий и инноваций. В 2012 году Швеция второй раз заняла первую строчку в рейтинге развития информационных технологий (Global Information Technology Report) Всемирного экономического форума. В 2010 году Economist Intelligence Unit также поставил Швецию на первое место в списке цифровых экономик.
Большинство экспертов, как бы то ни было, не верят, что наличные могут совсем исчезнуть, но их доля в экономическом обороте будет продолжать сокращаться с появлением и развитием новых альтернативных методов платежа.
Как пишет BFM.Ru, есть и более радикальные частные мнения: бумажные и металлические деньги в Швеции исчезнут в ближайшие двадцать лет. Правда, не все местные жители воспринимают такие перспективы с энтузиазмом. Владелец газетного киоска Ханна Селик уверен, что «цифровая» экономика превращается в погоню банков за дополнительными заработками. Продавец сетует, что за каждую операцию по карте он платит по 5 крон (0,8 доллара), причем он не может перекладывать эти издержки на покупателей.
Наталья БОКАРЕВА