Нефть, уголь и газ останутся главными источниками энергии и в 2030 году — к такому выводу пришли эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) в очередном обзоре, посвященном ТЭКу. Переход к возобновляемым источникам энергии ВЭФ признал неизбежным, но в ближайшие 20—30 лет мировая экономика будет по-прежнему использовать преимущественно «топливную» инфраструктуру. Изменения могут коснуться самой тройки товаров-лидеров ТЭКа: потребность в нефти, по мнению экспертов, будет последовательно снижаться; популярность газа — расти; спрос на уголь, резко возросший за последнее десятилетие, может оказаться устойчивее, чем ожидалось; а «сланцевая революция» предвещает коренным образом изменить баланс мировой торговли энергоресурсами.
Структура мирового энергопотребления не претерпит коренных изменений как минимум до 2030 года, следует из нового отчета ВЭФ посвященного ТЭКу (Energy Vision 2013). Нефть, уголь и газ, прогнозируют эксперты, останутся главными источниками энергии, несмотря на заметное расширение рынка возобновляемой энергетики (его размер в 2012 году, по оценкам ВЭФ, достиг $184 млрд). Среди основных причин устойчивости текущей структуры — долгий период инфраструктурной адаптации к новым технологиям, а также резкий рост потребности в недорогой энергии со стороны развивающихся экономик. Для удовлетворения растущего спроса, по прогнозам аналитиков, потребуется увеличить объем выработки энергии более чем на 30%. В то же время, авторы доклада констатируют, что «сланцевая революция» снизила опасения относительно скорого истощения ресурсов.
ВЭФ признает: вопреки сложившемуся мнению, за прошедшее десятилетие мировая экономика стала более зависимой от ископаемых источников. Более того, самым быстрым ростом за это время характеризовался именно уголь — наименее экологичный вид энергосырья (30% первичного энергопотребления и 40% электрогенерации, самый высокий показатель с 1969 года). Впрочем, ряд экспертов считают неизбежным замещение угля более экологичным газом по мере развития необходимой инфраструктуры. По оценкам ExxonMobil, потребность в газе может возрасти к 2040 году на 65%. Спрос на газ, как ожидается, поддержит Китай, продекларировавший сокращение вредных выбросов в атмосферу к 2015 году (на данный момент доля потребление газа в КНР не превышает 4%, в целом в Азии — 10%). В то же время потреблению нефти ВЭФ предрекает неизбежный закат, связывая его с постепенным вытеснением нефти из электрогенерации, а также с возможным расширением рынков сбыта электрокаров (впрочем, альтернатив нефтепродуктам в мореплавании и авиации до сих пор нет, а автопарк за 25 лет, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), удвоится и достигнет 1,9 млрд).
Наиболее значительных сдвигов эксперты ВЭФ ждут от географии импорта и экспорта энергоресурсов: если в 2000 году на развитые страны приходилось две трети потребления сырья, то на рубеже 2012—2013 годов, как ожидается, впервые в лидерах окажутся развивающиеся экономики. Так, по статистике минувшего декабря, мировым лидером по объему импорта нефти стал Китай, наращивающий поставки, в то время как США с 2005 года последовательно снижают объемы импорта этого сырья. Изменения коснутся и добычи ресурсов — по прогнозу МЭА, к 2030 году Северная Америка за счет добычи нефти и газа из нетрадиционных источников может стать чистым экспортером. Существенными запасами сланцевого газа обладают также Китай, Украина и многие страны ЕС. ВЭФ лишь предупреждает, что излишнее субсидирование и госрегулирование ТЭКа принесет правительствам меньшие выгоды, чем открытие рынков в расчете на увеличение инвестиций и развитие технологий.
Татьяна ЕДОВИНА