Правительство нашло способ сократить потребность бюджета в дополнительных доходах. Минэкономразвития предлагает повысить прогнозную цену на нефть с $97 до $105 за баррель. Разница повысит нефтяные доходы бюджета на 600 млрд рублей, увеличит объем ВВП и позволит нарастить расходы на социальные обязательства или на инфраструктурные проекты примерно на 150 млрд рублей. Ранее Минфин говорил о дефиците на уровне 500 млрд рублей.
Минэкономразвития представило Минфину предложения о повышении среднегодовой прогнозной цены на нефть Urals на этот год до $105 с $97 за баррель, сообщила в среду первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
«Четвертого апреля они (Минэкономразвития) сделают официальный прогноз (экономического развития), и на его основе мы пересчитаем весь бюджет», — цитирует «Прайм» Нестеренко. Она отметила, что МЭР представило Минфину рабочую оценку среднегодовой цены на нефть для уточненного прогноза — $105 за баррель.
Действующий закон о бюджете на период 2013—2014 годов сверстан исходя из прогнозной цены нефти Urals $97 за баррель. По нему доходы федерального бюджета в 2013 году составят 12,7 трлн рублей, расходы — 13,7 трлн рублей, дефицит соответственно — 1 трлн рублей.
В Минэкономразвития «Газете.Ru» подтвердили, что направили в Минфин рабочую оценку стоимости нефти для коррекции текущих доходов, но эта оценка «не является окончательной».
Олег Засов, директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития, пояснил, что основные показатели прогноза социально-экономического развития пересматриваются трижды в год: в апреле, сентябре и декабре. В первых двух случаях прогноз утверждается правительством, а в декабре прогноз дается справочно.
«Приведенные оценки по стоимости нефти — рабочие, они не носят обязательного характера и были отправлены в Минфин для коррекции текущих доходов. Минэкономразвития в настоящее время готовит сценарные условия, которые представит в Минфин 4—5 апреля, но какая именно там будет среднегодовая прогнозная цена на нефть, сейчас говорить преждевременно», — пояснил Засов, добавив, что 26 апреля новые оценки могут быть утверждены на заседании правительства.
Пересмотр стоимости нефти связан с тем, что в январе-феврале она была значительно выше заложенной в бюджете, добавил Засов: «В первые два месяца этого года нефть стоила в среднем $113. Для того чтобы нам можно было выйти на прогноз в $97, нефть в остальные месяцы 2013 года должна будет снизиться до менее $90, что маловероятно. По этой причине мы пересмотрели ее стоимость».
Может быть пересмотрен и курс рубля к доллару. В прогнозе на год заложен курс в 32,4 рубля за доллар. В скорректированном — менее 32 руб.
По расчетам ведущего экономиста банка ING Дмитрия Полевого, увеличение прогнозной стоимости нефти на $1, при прочих равных параметрах, принесет бюджету 75 млрд рублей нефтяных доходов. Таким образом, разница в $8 даст бюджету дополнительно около 600 млрд руб. «Если предположить, что рубль в прогнозах Минэкономики укрепится хотя бы на 50 копеек, общий объем доходов окажется меньше на 100—150 млрд рублей. В итоге прирост доходов от пересмотра цены на нефть может составить 450—500 млрд рублей», — говорит экономист.
Около 350—400 млрд рублей — это дополнительные нефтегазовые доходы, потратить которые правительство не сможет в рамках «бюджетного правила» — верстки расходов на базе средней цены нефти за пять лет, посчитал Полевой.
Прямой эффект изменения прогноза цен на нефть включает их влияние на НДПИ, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и налога на прибыль, который растет благодаря дополнительным экспортным доходам отрасли. Косвенно прогноз влияет на величину прибыли и фонда зарплаты, а также в случае повышения укрепляет рубль.
Соответственно, повышение прогноза по нефтяным ценам приведет и к росту ненефтегазовых доходов бюджета. Их можно направить на расходы.
По оценке Полевого, ненефтегазовые доходы могут составить от 100 млрд рублей до 150 млрд рублей.
В 2012 году стоимость нефти тоже была пересчитана, и дополнительные нефтегазовые доходы бюджета составили 900 млрд рублей, уточняет аналитик Экономической экспертной группы Елена Лебединская. Ненефтегазовые доходы тогда составили 200 млрд рублей, или в 4,5 раза меньше. Эта пропорция может быть применима к перерасчету ненефтегазовых доходов и этого года, считает Лебединская.
Эксперты считают, что ненефтегазовые доходы не закроют, но сократят потребность бюджета в дополнительных доходах на выполнение социальных обязательств и реализацию инфраструктурных проектов. Выпадающие доходы в этом году могут составить, по подсчетам Минфина, около 500 млрд рублей, напоминает эксперт Райффайзенбанка Мария Помельникова.
350 млрд рублей выпадающих доходов могут сформироваться в результате недовыполнения плана приватизации, еще 130 млрд рублей — от недопоступления налоговых доходов, в основном по компенсации НДС компаниям, реализовавшим новые инвестиционные проекты, в частности, для форума АТЭС и Олимпийских игр в Сочи.
Рустем ФАЛЯХОВ, Петр КАНАЕВ