Провести приватизацию части госпакета в пользу крупного инвестора ВТБ на выгодных условиях может быть затруднительно. Нацеленные на это поправки к законодательству были изменены. Это сохранило возможность реализации такой сделки, но исключило из нее ценовые гарантии.
Вчера на сайте Госдумы появились предложения по изменению текста поправок к ст. 41 закона «Об акционерных обществах», недавно принятых в первом чтении, как предполагалось, в интересах ВТБ (см. «Ъ» от 18 марта). О сокращении сроков, отведенных законодательством на реализацию миноритариями преимущественного права выкупа акций при закрытой подписке с 45 до 8 дней со дня раскрытия эмитентом информации о допэмиссии, как это было в первоначальной редакции документа, речи больше не идет. Однако изначально запланированное сокращение этого срока для открытой подписки с заранее известной ценой сохранилось. При этом в законопроекте прямо указано, что изменение подхода по размещению допэмиссии акций будет распространяться только на кредитные организации, владельцем более 50% обыкновенных акций которых является Российская Федерация.
По мнению экспертов, это изменение в законопроекте свидетельствует в пользу ранее высказанной версии о том, что поправки принимаются в интересах ВТБ. Госбанков, контролируемых государством, в России всего три: Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк. Однако из них только ВТБ обнародовал свои планы по приватизации — она запланирована на первое полугодие и должна пройти в форме допэмиссии. Тем не менее в пресс-службе ВТБ категорически отвергли свое отношение к продвижению законопроекта. В Сбербанке и Россельхозбанке не ответили на запрос «Ъ». Председатель профильного комитета Госдумы и соавтор законопроекта Сергей Гаврилов, член консультационного совета акционеров банка ВТБ, был вчера недоступен для комментариев.
«Такая форма продажи ВТБ (по открытой подписке.— «Ъ») более выгодна в плане имиджа,— считает партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов,— все-таки курс правительства направлен на строительство международного финансового центра, и в этих условиях проводить приватизацию в форме закрытой допэмиссии несколько странно». При этом ВТБ сохранит изначальное преимущество, которое было заложено в проект,— скорость проведения сделки. «В случае если инвестор уже есть, ВТБ выгоднее быстрее закрыть сделку»,— рассказывает источник «Ъ» в Госдуме. Согласно неофициальной информации, интерес к банку ВТБ проявил суверенный фонд Катара — Qatar Investment Authority, который ведет переговоры с группой ВТБ об инвестициях в капитал на сумму $3—3,5 млрд (см. «Ъ» от 15 февраля).
Между тем, проводя открытую допэмиссию, банк несет значительные риски, считают эксперты. «Если в сделке будут участвовать миноритарные акционеры, то они могут хоть на следующий день продать акции на бирже, что может обрушить акции,— считает господин Некторов.— Тогда как с инвестором обычно заключается соглашение о моратории на продажу акций». Противодействовать допуску миноритариев банк может единственным способом, продолжает он, например, поставив условие, что эмиссия будет продана первым подавшим заявки. «Однако это будет очень некрасиво и может спровоцировать многочисленные судебные иски»,— заключает господин Некторов.
В ВТБ отказались от комментариев на этот счет. Впрочем, опыт реализации именно такого подхода в России уже был. В 2007 году акции по открытой подписке размещал Банк Москвы. Однако внешним инвесторам они не достались. В день реализации акций банк сообщил, что удовлетворит заявки «в порядке очередности по времени их подачи». Оказалось, что всех опередили три компании из числа действовавших на тот момента акционеров банка: ОАО «Московская страховая компания», ООО «Пластоинструмент» и ОАО «Сегежский ЦБК».
Александра БАЯЗИТОВА, Анастасия ГОРШКОВА, Нина ВЛАСОВА