В пятницу статистический орган Евросоюза — Евростат — официально сообщил, что за май 2008 года инфляция в еврозоне ускорилась до 3,6% в годовом исчислении. Месяц назад темпы роста цен в зоне евро оценивались в 3,3%. Нынешний уровень инфляции самый высокий за последние 16 лет — это не самый лучший подарок отмечающему сегодня десятилетнюю годовщину Евроцентробанку (ЕЦБ). Его глава Жан-Клод Трише в опубликованном вчера интервью испанской газете El Pais уже успел повторить, что «наш мандат ясен: удерживать ценовую стабильность в среднесрочной перспективе и добиваться того, чтобы инфляционные ожидания не росли».
Возлагать на ЕЦБ вину за европейский скачок инфляции вряд ли возможно. Цены растут вслед за удорожанием энергоносителей и продовольствия на фоне жесткой кредитно-денежной политики и стабильной денежной массы. Впрочем, инфляция уже сильно вышла за рамки предпочтений ЕЦБ, они формулируются как «ниже, но близко к 2%», так что теоретически можно было бы ожидать от ЕЦБ дальнейшего ужесточения денежной политики. Ожидать этого не стоит, в ЕС уже падают розничные продажи и потребительская уверенность, экономика переходит в фазу замедления. К тому же дальнейшее поднятие процентных ставок в Европе привело бы к увеличению разницы со ставкой ФРС США и, соответственно, к дальнейшему укреплению евро. А это уже опасно серьезным снижением конкурентоспособности европейской экономики.
Главный вывод, который можно сделать из данных Евростата,— ставка ЕЦБ, скорее всего, в ближайшие месяцы останется неизменной. Даже известный своей антиинфляционной риторикой глава Бундесбанка ФРГ Аксель Вебер на прошлой неделе сначала «не исключил» роста ставок, а затем смягчил свою риторику. Снижение же инфляции будет достигнуто «естественным» путем — за счет «охлаждения» экономик еврозоны. В Германии уже выросла безработица, впервые за несколько лет. Впрочем, наиболее вероятно, что сильнее всего пострадают экономики стран ЕС, где инфляция существенно превышала средний уровень, в том числе прибалтийских государств. Там продолжение жесткой денежной политики ЕЦБ усугубит уже начинающуюся «жесткую посадку» экономики и на неопределенное время отложит вхождение в зону евро.
Максим ШИШКИН