Активность в сфере слияний и поглощений (M&A) в первом полугодии сократилась на треть, до 1,87 трлн долл. Виноват в этом кризис, лишивший уверенности компании, а частные инвестфонды — доступа к заемным средствам. На общем фоне выделяются развивающиеся рынки, где объем сделок M&A вырос. Однако восстановление активности в общемировом масштабе произойдет не скоро.
По данным Dealogic, за первое полугодие этого года объем сделок M&A составил 1,87 трлн долл., что на 31% ниже аналогичного показателя год назад. Число самих слияний и поглощений, напротив, увеличилось с 17,9 тыс. до 18,5 тыс., что свидетельствует о снижении аппетитов и возможностей самих поглотителей. В частности, число сделок на сумму свыше 1 млрд долл. упало на 39%, а ниже 100 млн долл. — подросло на 1%. Максимальное снижение объема слияний и поглощений было отмечено в Европе — на 39%, до 645 млрд долл. В США этот показатель снизился на 30%, до 694 млрд долл., а в Азиатско-Тихоокеанском регионе, наоборот, подрос на 5%, почти до 391 млрд долл. Общую динамику активности в области слияний и поглощений подтверждают и данные Thomson Reuters, хотя они несколько разнятся с анализом Dealogic: спад составил 35%, до 1,58 трлн долл.
По словам директора Института слияний, поглощений и альянсов Кристофера Куммера, это замедление связано с тем, что финансовый кризис перекрыл доступ к заемным средствам для частных инвестфондов, которые обеспечивали бум последних лет в сфере M&A, а экономическая неопределенность препятствует более активной деятельности компаний в этой области. Как отмечает Dealogic, объем сделок частных инвестфондов упал на 78%, до 115 млрд долл., или лишь 6% от общемирового показателя. В то же время год назад на них приходилось 20% от всех затрачиваемых на слияния и поглощения средств. А среди крупнейших сделок, объявленных с начала года, фигурируют одни корпорации — будь то предложение InBev о покупке Anheuser-Busch за 46,3 млрд долл. или попытка France Telecom приобрести за 47,4 млрд долл. TeliaSonera. Однако переломить ситуацию в корне им не удается. «Во время кризисов на финансовых и фондовых рынках компании становятся нерешительными по вопросам слияний и поглощений», — подчеркнул Кристофер Куммер. Хотя, по его мнению, компаниям как раз следовало бы воспользоваться слабостью рынка и активизировать свои слияния и поглощения.
Dealogic также отмечает одну интересную зависимость. В то время как в развитых странах Европы и США объем слияний и поглощений падает, в развивающихся странах в первом полугодии он увеличился на 13%, до 450 млрд долл. В частности, в Бразилии прирост составил 134%, до 47,2 млрд долл., в Китае — 94%, до 115,4 млрд, а в России — 18%, до 64,3 млрд долл. По мнению экономиста инвестиционного банка «Траст» Евгения Надоршина, такая динамика — знак большей уверенности инвесторов в перспективах экономик развивающихся стран в сравнении с развитыми в условиях финансового кризиса и экономической неопределенности. «Инвесторы покупают бизнес на развивающихся рынках, который стоит гораздо дешевле и обладает хорошими перспективами. Причем это долгие деньги, а не те, которые вышли из развитых рынков и ищут, где бы им пересидеть месяц-другой, чтобы потом вернуться, когда все устаканится», — добавил
Андрей КОТОВ