Финансовый кризис заставляет россиян задуматься о сокращении привычных расходов. Проведенный социологами опрос жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода показал, что в первую очередь под удар попадают дорогостоящие покупки, походы в театр и кино, турпоездки и даже потребление табака и алкоголя.
Исследовательская компания IFORS совместно с ВЦИОМом провела в конце октября опрос среди 1500 жителей трех крупнейших городов Центральной России — Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода — на предмет того, на чем они собираются экономить в первую очередь в условиях финансового кризиса.
Из материалов опроса следует, что в целом москвичи настроены более оптимистично или легкомысленно, чем жители Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Так, в столице каждый третий респондент, оказывается, вообще не собирается экономить, даже если в этом возникнет необходимость. В Санкт-Петербурге сторонников такого поведения оказалось 11%, а в Нижнем Новгороде — всего 4% от числа опрошенных. Причем женщины показали себя заметно экономнее мужчин. Так, в Нижнем Новгороде не согласны сократить расходы 3% представительниц прекрасного пола против 5% мужчин, в Санкт-Петербурге этот показатель составил соответственно 9% и 12%, в Москве — 24% и 34%.
В первую очередь респонденты в кризисной ситуации готовы отказать себе в развлечениях. На посещениях кино, театров и концертов намерены экономить 26% жителей Москвы, половина населения Нижнего Новгорода и 42% — петербуржцев. При этом примерно одинаковое количество респондентов в каждом из городов — около 30% — согласны сократить привычные расходы семейного бюджета на путешествия и отдых. Каждый пятый нижегородец смирился с мыслью урезать траты на покупку книг, журналов, аудио- и видеодисков, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге процент «отказников» незначителен. Зато на питании вне дома собираются экономить до 18% москвичей, 12% нижегородцев и 41% петербуржцев.
Неожиданными стали заявления о готовности экономить на сигаретах и алкоголе. Об этом сообщили 23% опрошенных жителей Москвы, 39% — Нижнего Новгорода и 27% — Санкт-Петербурга. В данном случае реакция на кризисную ситуацию у мужчин и женщин тоже показала определенные различия. В частности, 41% опрошенных мужчин заявили о намерении снизить потребление табака и алкоголя, 20% — о том, что не будут питаться вне дома, 14% — сократят расходы на покупку одежды, обуви и косметики. Среди респондентов-женщин каждая третья готова отказаться от посещений кафе и ресторанов, 24% — отложить до лучших времен покупку новых предметов гардероба и косметики и 24% — снизить потребление табака и алкоголя.
Цифры, приводимые в исследовании, правдоподобны, считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его мнению, именно таким образом будут экономить
Председатель подкомитета ТПП по алкоголю Вадим Дробиз не склонен полностью доверять исследованию. Он утверждает, что люди пить меньше не станут, просто в период кризиса население перейдет с дорогого на более дешевый алкоголь. Уже сейчас отмечен рост потребления водки дешевле 100 руб. При этом, по словам Дробиза, по итогам первого полугодия, то есть еще до начала кризиса, перестал расти спрос на водку в ценовом сегменте от 110 до 200 руб. Также эксперт предположил, что на рынке появится много дешевой нелегальной водки.
Игорь НАУМОВ