Европа и Америка готовы потратить сотни миллиардов долларов на борьбу с экономическим катаклизмом. Россия тоже не осталась в стороне: затраты исчисляются триллионами рублей. Но будет ли от них толк? Авторитетная консалтинговая компания ФБК изучила методы преодоления кризиса и пришла к выводу: зарубежные чиновники в первую очередь пытаются спасти от финансовых неприятностей простых граждан. А в России поддержка в конечном итоге достанется далеко не бедным.
Нынешний финансовый кризис экономисты объясняют мудреным выражением «кризис ликвидности». Проще говоря, проблема в дефиците денег. В США лопнул «пузырь» из выданных кому ни попадя ипотечных кредитов. Несколько крупнейших банков Америки и Европы лопнули. Наши банки и компании потеряли возможность дешево занимать деньги за рубежом.
Это общепринятая легенда, которая объясняет, почему от международного финансового кризиса страдает Россия, не имеющая ничего общего с ипотечным рынком США. В такой ситуации логично было бы попытаться привлечь сбережения граждан, повышая доходность по банковским вкладам. Однако в августе процентные ставки по депозитам продолжали снижаться. Зато под всеобщие причитания, что денег не хватает, коммерческие банки стали повышать ставки по кредитам для населения, сужать кредитные программы.
Но аналитики ФБК утверждают: хотя источники кредитования за рубежом закрылись, деньги у наших банков есть. Объемы активов и собственных средств крупнейших банков России с января по август выросли на 20—50%.
— Сейчас же банки действуют по принципу «дают — бери». Но ситуация с ликвидностью становится почему-то хуже. Ответ на этот вопрос дает динамика международных резервов Банка России, — раскрывает карты банкиров директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь НИКОЛАЕВ.
С 8 августа по 24 октября резервы Центробанка (ЦБ) сдулись на 18%. Практически все деньги ушли на поддержку устойчивости банков. А финансисты купили на них валюту и вывели на зарубежные счета. Глава ЦБ Сергей Игнатьев заявил на днях, что в октябре чистый отток капитала из России составил около 50 млрд. долларов. Это абсолютный рекорд за постсоветскую историю России!
Получается, что кризис не в банковских закромах, а в головах.
У зарубежных банкиров набить карман под антикризисную дуду не получилось, поскольку власти выработали очень осторожную антикризисную стратегию.
Ведущие страны мира все вместе готовы потратить 8,6 трлн. долларов. Это сопоставимо с тремя бюджетами США на 2008 год. Но те же американцы во главу своей стратегии поставили интересы простого гражданина. Администрация Буша национализировала ипотечную ассоциацию Fannie Mae и корпорацию Freddie Mac. Эти компании выкупали ипотечные бумаги у банков и стимулировали развитие кредитного рынка. Кроме того, американское правительство страхует каждый новый ипотечный кредит на бюджетные деньги, увеличило число освобожденных от уплаты налогов граждан, выдает 600-долларовые чеки каждому американцу для стимулирования спроса.
В Европе местные власти в первую очередь представляют финансовые гарантии банкам. Чтобы они не боялись кредитовать друг друга. Плюс каждая из стран Евросоюза выработала свою стратегию. К примеру, в Германии отменили налог на автомобиль в течение года после покупки, удвоили налоговый бонус для квалифицированных рабочих на два года, организовали дополнительную профессиональную переподготовку, снизили налоговую нагрузку на семьи.
А какую «таблетку» от кризиса придумали наши чиновники? Единственная гарантия, которая касается простого населения, — увеличен максимальный размер страховой компенсации по банковским вкладам до 700 тысяч рублей. Львиная часть из выделенных на борьбу с кризисом 6,2 трлн. рублей будет вложена в поддержку крупного бизнеса, в банки, ипотечную систему, на выкуп ценных бумаг с фондового рынка и снижение вывозных пошлин на нефть.
— Бизнес должен нести свою долю ответственности за происходящее. За рубежом это признали, в России — нет. Мы продолжаем спасать людей в костюмах от Brioni, — подводит итог Игорь Николаев.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института: «Так рубль свободно конвертируемая валюта или нет?»
— В одних банках деньги есть, а в других может не быть. Финансисты не знают, кто из коллег твердо стоит на ногах, а кто уже практически банкрот. Поэтому банкиры опасаются прогореть и не дают друг другу в долг. Проблему может решить лишь накачка банков капиталами. Другое дело, что госбанки получают государственные деньги под 11% годовых, а ссуживают их под 22%.
Через границу утекают огромные суммы. Одна часть денег пошла на оплату зарубежных кредитов. Вторую часть капиталов из России вывели иностранцы, которые распродали российские акции и попытались закрыть дыры в своем бюджете. И только третью часть денег российские банкиры обменяли на валюту и вывели на свои зарубежные счета. Поскольку опасаются падения курса рубля.
Я не понимаю плача руководства ЦБ по поводу вывода капиталов из России. Деньги идут туда, где их удобнее приумножать. Курс рубля и экономика России станут перспективнее — капиталы тут же вернутся в страну. Это нормальный инвестиционный процесс. А если нас это не устраивает, то пора прекратить заявлять о том, что рубль — свободно конвертируемая валюта.
Александр ЗЮЗЯЕВ