Этот год станет для рынка коллективных инвестиций судьбоносным. Невиданное прежде падение фондового рынка и сопровождающий его массовый исход пайщиков ставят под вопрос сохранение полноценного массового сектора услуг доверительного управления, а управляющих толкают к экстраординарным мерам в области управления рисками.
Управляющие компании вели себя за прошедший год лучше рынка. Если индекс ММВБ с 01.11.2007 за год упал на 59%, то индекс RAEX.stocks, отражающий изменение средней стоимости пая фондов акций, снизился в меньшей степени — на 56%.
На рынке облигаций управляющие долгое время показывали отличные результаты, однако к ноябрю все достижения сошли на нет: индекс Cbonds за год упал на 8,1%, а соответствующий ему индекс стоимости паев RAEX.bonds — на 9,8% (график 2). Причиной столь резкого падения индекса стоимости паев облигационных ПИФов стал массовый вывод средств из фондов этой категории. Фонды облигаций являются рекордсменами по оттоку средств, за два осенних месяца из них было выведено около 4 млрд руб. При этом вывод из всех остальных категорий за эти же два месяца составил только 2 млрд руб. (данные Национальной лиги управляющих).
Государство приняло ряд мер по поддержке финансового рынка, в результате чего часть средств, направленных на противодействие кризису, попала на фондовый рынок. Однако эффект получился противоречивым: практически ежедневные падения фондовых индексов на 10 и более процентов сменяются аналогичным ростом, вызванным инъекциями ВЭБа. Наиболее эффективно такой волатильностью могут воспользоваться мелкие инвесторы-спекулянты, осуществляющие самостоятельное управление небольшим портфелем. Управляющие же
В итоге на управляющих, которые активно развивались на рынке коллективных инвестиций, разом обрушились все ключевые риски: и рыночные, и клиентские, и связанные с ними риски ликвидности. В таких условиях УК вынуждены коренным образом менять подходы к управлению рисками, чтобы выжить в кризисе и не потерять рынок.
Проверка кризисом
Управляющие вынуждены «быть в рынке» при любых условиях, ведь по закону они не могут долго находиться в кэше. Компании с серьезным подходом к риск-менеджменту смогли смягчить негативный эффект. «В нашей компании изначально в систему риск-менеджмента были заложены очень высокие требования к надежности контрагентов и ликвидности приобретаемых активов. А наличие защитной стратегии с динамическим перераспределением долей акций и облигаций в портфеле позволило минимизировать потери путем сокращения доли акций до минимального значения во время обвальных падений в сентябре-ноябре», — поделился
Но сейчас управление активами на высоковолатильном рынке требует принятия решений с гораздо большей оперативностью. И теперь многим придется перестраивать системы риск-менеджмента с мирного на военный варианты. «В первую очередь нами была пересмотрена политика риск-менеджмента, — рассказывает портфельный менеджер УК «АК Барс Капитал» Расим Саяхов. — В качестве основной задачи было выделено создание системы эффективного управления различными видами рисков в разрезе инвестиционной деятельности компании». «Наша компания отказалась от учета ряда рыночных показателей (спрэдов к безрисковым бумагам и т. п.) — в условиях высокой волатильности эти показатели практически не несут полезной информации», — комментирует антикризисные шаги главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин.
Перестройка систем риск-менеджмента создаст относительные преимущества управляющим второго эшелона. Для крупнейших УК вопрос автоматизации риск-менеджмента уже, как правило, решен, а возврат к «ручному» управлению на их масштабах сложен, болезнен и не всегда возможен. А значит, они более уязвимы в плане управляемости в период кризиса. Многие же управляющие среднего уровня и раньше управляли рисками «вручную» либо с незначительной автоматизацией, и сейчас прежний недостаток превращается в их конкурентное преимущество: им не требуется тратиться на изменение системы контроля за рисками, а потому можно сосредоточиться на развитии.
В способностях УК второго эшелона уверен начальник управления инвестиционных продуктов УК «БФА» Алексей Моисеев: «Сегодняшние середняки при наличии выверенной бизнес-стратегии и достаточности собственных ресурсов имеют хорошие шансы потеснить лидеров. Однако новых имен на рынке, наверное, будет немного». При этом практически все представители рынка сходятся во мнении, что общее количество игроков неизбежно уменьшится, при этом останутся только наиболее жизнеспособные компании, способные работать в тяжелых рыночных условиях. «В результате передела рынка количество участников может существенно сократиться, но оставшиеся компании с таким опытом работы в экстремальных ситуациях будут конкурентоспособны уже на мировом уровне», — убежден Расим Саяхов из УК «АК Барс Капитал». За счет гибкости систем риск-менеджмента средним компаниям удастся значительно увеличить свой бизнес, отвоевав часть средств у крупных УК. Однако это не повлечет серьезных перестановок среди лидеров. Если сегодня на долю крупнейших десяти управляющих компаний приходится 65% всего рынка доверительного управления, то к середине 2009 года их доля хоть и опустится, но не ниже 60%.
2008 год наглядно продемонстрировал неподготовленность значительного числа УК к серьезным потрясениям. Управляющие, у которых организация контроля за рисками и инвестиционный процесс были выстроены на высоком уровне, свели свои потери к минимуму.
Александр ГУЩИН