Банк России видит стабилизацию ситуации в макроэкономике РФ и на валютном рынке: сальдо платежного и торгового баланса положительны, отток капитала замедлился, девальвационные ожидания снижаются, а курс рубля стабилен. Текущая макроэкономическая стабильность может продлиться в течение всего первого полугодия, а во втором — возможный рост цен на нефть будет стимулировать укрепление рубля, сказал в интервью Рейтер первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев.
Такие выводы ЦБ РФ сделал по итогам анализа за первые два месяца 2009 года данных платежного и торгового баланса РФ, кредитно-депозитной динамики и банковского сектора.
«Предварительные данные за два месяца 2009 года позволяют сделать вывод, что произошла адаптация населения и бизнеса к новым курсовым соотношениям, которые сложились после завершения периода плавного ослабления курса национальной валюты. Сформировалась новая макроэкономическая реальность, существенно снизились девальвационные ожидания, в значительной мере они преодолены и новая реальность — она более здоровая, более стабильная, чем та, которая была прежде», — сказал Улюкаев.
«Основной характеристикой этого является прежде всего состояние платежного баланса, от которого зависит очень многое в нашей экономике».
«Первые два месяца 2009 года показывают, что торговое сальдо по- прежнему позитивное. За январь-февраль положительное сальдо торгового баланса составило примерно $16 миллиардов, это существенно меньше, чем было в соответствующие периоды 2008 и 2007 годов, но тем не менее это значительно больше, чем прогнозировалось. Подтверждается гипотеза о том, что мы в течение этого года будем иметь устойчивое положительное сальдо торгового баланса — в несколько десятков миллиардов долларов», — сказал Улюкаев.
Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса за январь-февраль 2009 года составило $9,4 миллиарда, это предварительные данные, через месяц они будут уточнены.
Отток замедлился
Массированный отток капитала из РФ прекратился, свидетельствуют данные ЦБР.
«Принципиально важно, что изменилась коренным образом ситуация с капитальным счетом, если у нас был высокий отток капитала все месяцы, начиная с сентября, то в феврале он практически прекратился — у нас минус $4,5 миллиарда — небольшой отток, на порядок меньше, чем в предшествующие месяцы кризиса», — сказал Улюкаев.
За январь-февраль 2009 года чистый отток капитала составил $33,5 миллиарда, в том числе по уточненным данным отток капитала в январе — $29 миллиардов и $4,5 миллиарда — в феврале.
Ранее министр финансов РФ Алексей Кудрин называл отток капитала в январе на уровне $40 миллиардов.
Вследствие замедления оттока капитала интервенции ЦБ РФ на внутреннем валютном рынке в феврале были близки к нулю.
«ЦБ РФ практически не пришлось участвовать на внутреннем валютном рынке, мы почти не проводили интервенций и золотовалютные резервы за февраль чуть-чуть увеличились».
Динамика резервов в основном связана с оценкой курсовых разниц, добавил Улюкаев. Величина увеличения за счет операций ЦБР несущественна — несколько сотен миллионов долларов.
Население и банки поверили ЦБ
Поведение населения с точки зрения девальвационных ожиданий было стабильным в течение всего февраля, сказал Улюкаев, доля валютных депозитов частных лиц за месяц не изменилась — около 33 процентов (от общей суммы).
«В целом в феврале общий прирост депозитов населения составил около 1,7 процента, примерно в равных долях по валютной и рублевой составляющей», — сказал первый зампред.
«Тоже самое происходит с валютными депозитами юридических лиц, они также практически неизменны».
Прирост средств на валютных корсчетах банков в ЦБ прекратился.
«Практически не изменился, а даже немного сократился тот объем средств, который держат банки на валютных корсчетах в ЦБ, на начало марта она составила $40 миллиардов ($41 миллиард на середину февраля)», — сказал Улюкаев.
Улучшается ситуация и с точки зрения иностранных активов и пассивов банков.
«За январь-февраль 2009 года иностранные активы наша банковская система сократила примерно на $15 миллиардов и пассивы — на $10 миллиардов. Это означает, что погашается внешний долг и банков и их корпоративной клиентуры за счет частично этих средств и уменьшается задолженность, уменьшаются вложения в иностранные активы — это тоже довольно здоровый процесс», — сказал Улюкаев.
«Вот основные характеристики того, что можно назвать новой макроэкономической сбалансированностью».
Однако текущая ситуация пока не позволяет ЦБР снижать процентные ставки, нужно подождать до апреля:
«Снижение ставок — это процесс, который должен отразить соотношение разного рода рисков, например инфляционного риска, мы должны лучше понять, как проведенная курсовая корректировка влияет на инфляционную составляющую. Есть некоторое ускорение инфляции — по февралю мы видим, что темпы инфляции несколько выше, чем в прошлом году», — сказал Улюкаев.
«Это предсказуемая динамика, но она будет продолжаться и в марте, нам нужно некоторое время, чтобы лучше понять это влияние. Так называемый эффект переноса — оценка влияния изменения курсовых соотношений на инфляцию — не очень хорошо практически изучен, поэтому нужно некоторое время чтобы с этим разобраться».
«И второе, девальвационные ожидания еще окончательно не преодолены, но, безусловно должна быть накоплена некоторая кредитная история, поэтому существенно важными в этом плане будут показатели платежного баланса за первый квартал 2009 года, которые мы будем иметь в апреле. Если те тенденции, о которых я сказал, продолжатся, а я глубоко убежден, что они продолжатся, у нас будут основания, чтобы принимать такие ответственные решения (о снижении ставок)», — считает первый зампред.
Стабильность — надолго
Текущая макроэкономическая стабильность может продлится до конца первого полугодия, а во втором полугодии действие положительных факторов может еще больше усилиться. По прогнозу ЦБР тенденция сокращения оттока капитала из РФ продолжится:
«Я думаю, что период массированного оттока капитала в основном завершен, поэтому можно ожидать в марте близких к нулевым значений, то есть нулевой отток или маленький отток, сопоставимый с тем, который был в феврале», — сказал Улюкаев.
«Еще одним фактором стабильности является тот факт, что валютный рынок самостоятельно, без всякого участия Центрального банка показывает удивительно низкую волатильность, плавную — в районе 40 рублей к бивалютной корзине: сорок — сорок с небольшим в течение нескольких недель подряд. Это означает, что, видимо, эти курсовые соотношения соответствуют ожиданиям участников рынка, дают им возможность проводить в нормальном рабочем режиме те операции, которые им нужны, — импортерам приобретать валюту, экспортерам — продавать валюту».
Нарушить стабильность может резкое падение цен на нефть:
«Теоретически резкое изменение цен на нефть может нарушить стабильность, но я думаю, что такое развитие событий очень маловероятно», — уверен первый зампред ЦБР.
«Весьма вероятно, что в первом полугодии будет сходная ситуация, я не исключаю того, что на некоторое непродолжительное время цена на нефть будет снижаться, но не думаю что это сможет изменить принципиальным образом параметры платежного баланса и макроэкономики в целом. А со второй половины года цены на нефть могут повышаться, и мне кажется, это более значимым макроэкономическим фактором, который может означать дополнительное укрепление статей платежного баланса и соответственно может привести к некоторому движению в сторону укрепления курса рубля».
Доклад ЦБ РФ о макроэкономике с прогнозами на 2009 год для НБС пока не готов, поскольку нет окончательного бюджета на текущий год, оба документа ожидаются во второй половине марта.
Прогноз инфляции ЦБ РФ пока не меняет — 13 процентов в 2009 году, официальный прогноз оттока капитала тоже остается на уровне $90 миллиардов.
«Отток может быть существенно меньше, но пока у нас малый объем фактуры, чтобы количественно изменить прогноз», — сказал Улюкаев.
ЦБ РФ продолжит с помощью лимитов и процентных ставок ограничивать объем предоставляемой банкам ликвидности, поскольку средства на банковские счета сейчас будут приходить из федерального бюджета:
«Дефицитный бюджет порождает мощную фискальную эмиссию, и в этой ситуации монетарная эмиссия становится менее нужна, поэтому мы продолжим с помощью лимитов ограничивать объемы некоторых операций рефинансирования», — сказал Улюкаев.
При запланированном дефиците бюджета в восемь процентов ВВП или около трех триллионов рублей, банки ежемесячно будут получать из бюджета на 200 миллиардов рублей больше на счета бюджетополучателей, чем это было в прошлом году.
Елена ФАБРИЧНАЯ