Минфин пересмотрел модели портфелей резервного фонда и фонда национального благосостояния (ФНБ): 100% валютных средств ФНБ и 95% средств резервного фонда должны с марта инвестироваться в долговые обязательства иностранных государств. Ранее в эти активы разрешалось вкладывать до 80% резервов. По мнению экспертов, Минфин повышает ликвидность своих валютных накоплений для их скорой продажи ЦБ за рубли, которые необходимы для финансирования дефицита бюджета.
Два подписанных министром финансов Алексеем Кудриным и опубликованных вчера приказа ведомства корректируют действующие нормативы соотношения активов двух частей бывшего стабфонда. До сих пор 80% валютных средств ФНБ и резервного фонда могли быть вложены в долговые обязательства иностранных государств, 15% — в облигации иностранных государственных агентств центральных банков (в том числе приравненных к госагентствам американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac), 5% — в обязательства международных финансовых организаций (МВФ и ВБ). Теперь, согласно приказам Минфина, все 100% валютных накоплений ФНБ должны инвестироваться в зарубежные госбумаги. Для резервного фонда этот норматив увеличен до 95%. Порог в 5% по обязательствам международных организаций сохранен, поскольку часть резервной позиции РФ в МВФ сформирована за счет средств резервного фонда. С марта практически все средства суверенных фондов будут вложены в наиболее ликвидные ценные бумаги из существующих на мировом рынке.
Согласно данным Минфина, на 1 марта 2009 года объем резервного фонда составлял 4,87 трлн руб. ($136,33 млрд), ФНБ — 2,99 трлн руб. ($83,86 млрд). Средства резервного фонда находятся на счетах Минфина в ЦБ в пропорции — 45% в долларах, 45% в евро, 10% в фунтах стерлингов. Средства ФНБ также выражены в этих трех валютах, а также в рублях на счете в ЦБ и на депозитах, открытых в ВЭБе.
Источник «Интерфакса» в Минфине объясняет новации планами по использованию средств фондов. Он напомнил, что резервный фонд рассматривается правительством как источник покрытия дефицита федерального бюджета, а деньги ФНБ могут использоваться на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ и на реализацию программы софинансирования пенсионных накоплений. Собеседник агентства сообщил, что все операции по приведению обоих фондов к новым нормативам «уже осуществлены» и структура их средств соответствует измененным требованиям.
Приказы закрепили фактически сложившиеся портфели фондов. Напомним, Минфин ранее заявлял об отсутствии вложений в облигации западных агентств. Обязательства Fannie Mae, Freddie Mac и Federal Home Loan Banks на $100 млрд в 2008 году были в портфеле ЦБ, однако в начале 2009-го его глава Сергей Игнатьев сообщил о полном выходе из этих бумаг. Ответ на вопрос, куда были «переложены» эти деньги, дает минфин США. По его данным, в течение 2008 года Россия увеличила вложения в US Treasuries с $32,7 млрд до $116,4 млрд, выйдя на седьмое место среди крупнейших стран — непосредственных держателей гособязательств США (см. график).
По мнению старшего аналитика банка «Траст» Евгения Надоршина, если изменение норм для резервного фонда объясняется потребностью повысить ликвидность его активов, то в случае с ФНБ речь, скорее, идет о желании Минфина свести риски вложений к минимуму. «Ведь пока о масштабных тратах ФНБ решений не принималось»,— сказал он «Ъ». Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков полагает, что Минфин и ЦБ просто приводят в соответствие структуры своих резервов. По его мнению, обещанное властями финансирование дефицита бюджета за счет резервного фонда будет происходить следующим образом: Минфин станет продавать ЦБ валютные активы за напечатанные им рубли, которые будут поступать в бюджетную систему. «Общие золотовалютные резервы при этом не меняются и страну не покидают. Однако, чтобы такие операции происходили безболезненно, портфели Минфина и ЦБ должны быть унифицированы»,— сказал «Ъ» господин Гавриленков. Впрочем, даже продажа ЦБ резервов, которыми будет сопровождаться отток капитала из РФ в 2009 году (см. материал на этой же странице), вряд ли вызовет существенные проблемы с госдолгом США. Сейчас РФ контролирует 3,7% общего портфеля US Treasuries, тогда как доли тройки крупнейших держателей этих бумаг в разы больше: на КНР приходится 23,6% бумаг, на Японию — 20,3%, на Карибский валютный союз — 6%.
Вадим ВИСЛОГУЗОВ, Дмитрий БУТРИН