Обнародованный вчера правительственный план антикризисных действий предусматривает законодательное введение в России института общего собрания владельцев облигаций. Соответствующий законопроект, как заявил вчера замначальника управления эмиссионных ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Павел Филимошин, может быть внесен в Госдуму до конца марта.
Новый закон должен защитить права держателей долговых бумаг. О необходимости создания такого института участники рынка говорили ещё до кризиса, но на фоне роста числа облигационных дефолтов стало очевидно, насколько важно принять закон именно сейчас. Закон должен определить механизм, который бы упорядочивал переговорный процесс в случаях отказа эмитента обслуживать облигации.
Сейчас документ находится на рассмотрении в
На собрания, где обсуждается реструктуризация задолженности, обычно приглашают только держателей крупных пакетов. А мнение владельцев небольшого количества облигаций не учитывается. Кроме того, централизованная площадка для обсуждений позволит инвесторам более полно доносить свою позицию для эмитента или отстаивать интересы в суде. «В этом случае суду придется рассматривать не сотни исков один за другим, а одну коллективную заявку, — отмечает аналитик банка „Зенит» Александр Ермак. — Это повышает уровень представительности иска и экономит время». Кроме того, собрание владельцев облигаций может поставить своего представителя в управляющие органы компании, чтобы следить за процессом реструктуризации задолженности.
«Сейчас держатели облигаций мелких пакетов не защищены, — считает управляющий портфелем ценных бумаг УК «Пиоглобал Эссет Менеджмент» Георгий Аксенов. — В ходе нынешних дефолтов обнаружились огромные проблемы. Эмитенты часто не проводят выплаты, ссылаясь на то, что реструктурируют задолженность. При позитивной конъюнктуре рынка, когда бумаги стремительно росли, инвесторы не особенно вчитывались в условия, предлагаемые компаниями, а теперь с помощью различных юридических лазеек эмитентам удается избежать своевременных погашений». Впрочем, насколько эффективным окажется новый институт облигационеров, говорить пока рано.
«Когда был обнародован список 300 компаний, которые получат государственную поддержку, стоимость их бумаг резко выросла, однако впоследствии оказалось, что попадание в этот перечень практически ничего не означает, — отмечает аналитик по долговым рынкам крупной российской инвесткомпании. — Возможно, примерно то же самое мы получим и в данном случае. Сейчас, в условиях кризиса, рынок рублевых облигаций практически не работает. Оживить его можно только в случае улучшения рыночной конъюнктуры и стабильности валютных курсов, а различные комиссии вряд ли
Георгий ВОРОНКОВ, Николай КОЧЕЛЯГИН