Первый
В среду вечером первый
Первый шаг к этому государство уже сделало, отменив программу ВЭБа по кредитованию российских компаний для выплаты международного долга. Из выделенных $50 млрд было потрачено $11 млрд, причем $4,5 млрд получила ОК «Русал» Олега Дерипаски для выкупа из залога у международных банков блокпакета ГМК «Норильский никель». «Русал», чье финансовое состояние не позволяет расплатиться, уже предложил государству конвертировать долг в свои акции. Но Игорь Шувалов уточнил, что правительство «смотрит на это с большой осторожностью и хотело бы избежать изъятия активов государством, если это возможно».
Более того, он дал понять, что власти больше не будут принимать активного участия в спасении компаний. Кредиторам «Русала» (он должен международным банкам $7,5 млрд) Игорь Шувалов, по его собственным словам, это уже объяснил. «Возможно, кредиторы рассчитывали на то, что мы им скажем, что мы готовы купить пакет акций или реструктурировать задолженность, однако я им сказал, что им не следует ждать от нас подобных заявлений, поскольку это не входит в наши намерения»,— пояснил первый
Какие случаи можно считать экстренными, Игорь Шувалов не пояснил. Вместо этого первый
Ссылка на законодательство фактически переадресует конкретные решения по конвертации долгов российских компаний в их акции к премьеру Владимиру Путину. Дело в том, что закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» предусматривает ограничение для иностранных компаний на приобретение долей в компаниях, занимающихся 42 видами деятельности, перечисленными в законе. Для получения доли выше блокирующей иностранцы должны получить разрешение специальной правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, которую возглавляет Владимир Путин. Координационным органом для получения заявок от иностранцев назначена Федеральная антимонопольная служба, которая определяет, требует ли сделка согласования, и готовит документы для комиссии. Но с момента создания комиссии прошлым летом прошло всего два заседания, на которых были рассмотрены пять сделок. Последнее заседание состоялось в феврале, дата нового не назначена. То есть между решением о реструктуризации долга и реальным вхождением иностранной компании в капитал российского предприятия может пройти довольно много времени.
«Иностранные банки вряд ли обрадуются словам Игоря Шувалова,— считает глава аналитического департамента UBS Алексей Морозов.— Ведь фактически им теперь предложено самим решать проблемы изъятия долгов у российских частных компаний». Но вариант конвертации долга в акции эксперт считает не слишком удачным, особенно в случае синдицированных кредитов. Александр Пухаев из «ВТБ Капитала» согласен, что такая ситуация «банкам вряд ли выгодна».
В то же время Игорь Шувалов дал понять, что в процесс конвертации долгов в акции будут допущены не только иностранцы. Первый
Подобные попытки уже предпринимались. Так, по неофициальной информации, совладелец «Норникеля» Владимир Потанин осенью собирал деньги, чтобы выкупить у консорциума международных банков заложенный блокпакет ГМК. Консолидировать контрольный пакет акций «Норникеля» господину Потанину помешало только вмешательство государства. Таким образом, выступление Игоря Шувалова открывает дверь для передела собственности в России не только для международных, но и для внутренних игроков. Кроме «Русала» из крупных российских компаний высокий объем долга перед иностранцами имеют, например, тот же «Норникель» (более $6 млрд) и «Металлоинвест» (более $2 млрд), почти все нефтекомпании.
Рената ЯМБАЕВА, Петр НЕТРЕБА, Дмитрий СМИРНОВ