Наши банкиры любят поплакаться о том, как по ним ударил кризис. Но это не мешает им зарабатывать на экономических трудностях. По данным Центробанка, в январе 30 ведущих российских банков получили весьма внушительную прибыль — 58,3 миллиарда рублей. Одни успели заработать на девальвации рубля. Другие под шумок изобретают сомнительные схемы пополнения ликвидности. Проще говоря, занимаются рейдерством. Теперь чиновники решают, как остановить волну нового передела в экономике.
Кризис открыл перед банками доселе невиданные перспективы. Ведь именно благодаря финансовым проблемам своих клиентов они смогли фактически начать общенациональный передел собственности. Пока таких примеров относительно немного, но эксперты прогнозируют: в ближайшем будущем собственностью банков могут стать десятки крупнейших системообразующих предприятий.
Новые способы захвата
С деньгами, как видно, у банкиров уже все неплохо. Но кредитовать реальный сектор — несмотря на неоднократные призывы государства — они не спешат, оправдываются, что риск слишком велик. Зато некоторые финансовые учреждения начали использовать заемщиков в качестве «дойных коров». Как заявил на
Схем захвата собственности с участием банков множество. Но все они содержат такое
Как это работает?
Вот одна из таких историй, которую рассказал нам Кирилл Панов, гендиректор компании, по его словам, пострадавшей от недобросовестных действий банка. Возглавляемая Пановым фирма «Дальгард» совместно с двумя компаниями взяла у
Выяснилось, что деньги не прошли! Почему? Все просто! Лизинг обслуживался через счета в банке «Русские инвесторы», который, по подозрению Панова, мог быть аффилирован с лизинговой компанией. И этот банк, рассказал гендиректор, не провел платеж, сославшись на закон о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма (
Зачем банк задержал платеж? Да чтобы у лизинговой компании появились основания разорвать контракт и вернуть себе здание, в которое «Дальград» вложил огромные средства, считает гендиректор.
Государство защитит слабых законом
По мнению Кабанова, в период кризиса банки будут активно использовать подобные махинации. Каков же выход из сложившейся ситуации? Ужесточение антирейдерского законодательства, говорят эксперты. Тем более что экономическая безопасность предпринимателей в условиях кризиса уже по сути названа одним из приоритетов государства.
— Рейдерство, захваты, всякого рода коммерческие переделы в условиях глубокого финансового экономического кризиса — это преступления всегда повышенной общественной опасности, потому что затрагивают интересы значительного числа людей, — заявил в конце прошлого месяца президент Дмитрий Медведев, призвав «жестко преследовать за такого рода поползновения».
В правительстве уже подготовлены новые антирейдерские меры. Ведь даже само понятие «рейдерство» имеет по нашим законам расплывчатое определение.
— С октября прошлого года в банковскую сферу закачали около двух триллионов рублей, — говорит зампред Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав Гольдштейн. — И в результате уже к конце прошлого года получили двукратное увеличение переводов средств за границу и полное отсутствие средств в реальном секторе экономики, то есть именно там, где они должны были быть.
По словам депутата, ещё тогда в Думе предлагали усилить ответственность банков — получателей госпомощи. Но призывы не помогли. Многочисленные факты свидетельствуют: банки нашли новые схемы для заработков, далекие от государственных интересов.
Совет федерации уже обратился к депутатам с просьбой ускорить рассмотрение «антирейдерских» законопроектов, которые лежат в Госдуме уже с 2006 года и до сих пор не прошли даже первого чтения. Хотя и сейчас Центробанк обязан наказывать банки за искусственное создание просрочек, а правоохранительные органы защищать предпринимателей от давления. Но, увы, такая практика у нас скорее исключение, чем правило.
— Недобросовестных финансистов придется бить по грязным рукам законодательно. Антирейдерский пакет должен быть принят как можно скорее, — считает Гольдштейн. — А пока этого не произошло, должны работать существующие механизмы. В первую очередь я имею в виду жесткий контроль со стороны Центробанка, который в полной мере наделен такими полномочиями.
Алексей АРОНОВ