Банки больше не могут позволить себе оставаться «просто банками»: они трансформируются в IT-компании и уходят в тень, предлагают нативные решения, пытаются быть дружелюбнее и обучают.
Дам тебе всё: all-in-one
Долгое время банки занимались адаптацией традиционных продуктов, услуг и бизнес-моделей для цифровых каналов. Теперь наступил период сценариев digital native и развития через призму платформ и экосистем.
Создать «цифровую вселенную» и затянуть в нее, стать единой точкой входа, где удовлетворяются любые потребности клиента, — вот новая идея фикс лидеров банковской отрасли. И центром реализации стратегий становятся онлайн и смартфоны.
В конце 2019 года «Тинькофф» и ВТБ объявили о запуске первых в России superapps. «Супераппы» должны удовлетворять не только и не столько финансовые потребности клиентов, сколько повседневные и бытовые: заказ такси, вызов врача, покупка продуктов или подбор туров. Сбербанк официально отрицает, что планирует релиз «супераппа», но якобы активно его разрабатывает.
В ближайшие годы мы можем получить вместо 2—5 банковских приложений на смартфоне 2—5 суперприложений, которые так или иначе будут дублировать ассортимент остальных 20—30.
Стану проще: паттерны из соцсетей и мессенджеров
Смена платежеспособного поколения приводит к осовремениванию банков: в финансовые приложения активно интегрируют интерфейсы и принципы коммуникации из соцсетей и мессенджеров. Например, у Сбербанка и «Тинькофф» появились «истории» — аналоги Stories в Instagram*: разница только в том, что их ежедневно постит сам банк, а не пользователь. В «сторисы» с лайфхаками, тематическими подборками, рассказами про технологии банки подмешивают «истории» о новых продуктах или функциях приложения.
Популярностью у того же Сбербанка пользуются «Диалоги»: денежные переводы сопровождаются анимированными открытками, которые можно еще и озвучить разными голосами персонажей. А международный банк Wells Fargo интегрировался с Facebook* и использует его мессенджеры в связке с чат-ботом: предоставляет, например, информацию о нахождении ближайшего банкомата и остатке денег на счете.
Упрощение языка и формата общения, внедрение чатов и стикеров, знакомые интерфейсы соцсетей — консервативность своей деятельности банки разбавляют неформальностью коммуникации.
Обучу тебя: нативные механики финансового оздоровления
О необходимости повышения финансовой грамотности говорят не первый год. Число должников в России достигает 10 млн, а две трети семей не имеют никаких сбережений (данные НАПКА и опрос «Левада-центра» в 2019 году).
Банки внедряют все больше нативных инструментов, чтобы показать клиентам, что копить — это не страшно и не больно, вести учет и планировать — комфортно и полезно. В приложениях появляются механики вроде перечисления «сдачи» на цифровой счет, роботизированное инвестирование или подписочные модели для дополнительных сервисов.
Такие решения в 2019 году появились, например, у «Тинькофф» и «Рокетбанка». Суть их в том, что человек не замечает, как начинает копить, поскольку делает это маленькими суммами: на качестве жизни это не сказывается, а потому не выглядит как психологически сложный шаг.
Американский Discovery Bank пошел дальше, назвав себя первым в мире поведенческим банком (behavioural bank): обещает «оздоровить» финансы клиента. В приложении — программа Vitality Money, которая подталкивает к принятию верных финансовых решений: потребитель может отслеживать траты, получать награды за успехи в виде скидок на банковские продукты.
Поговорю с тобой: чат-боты и голосовые помощники
О перлах голосового помощника «Олега», который появился у «Тинькофф» в 2019 году, периодически рассказывают СМИ. «Олег» самообучается на открытых данных, поэтому иногда грубит, но в банке обещают, что с возрастом это пройдет.
Клиентам больше не достаточно цифрового банка — им нужно персональное сопровождение живого человека и ускорение обслуживания. Боты и помощники усиливают персональный банкинг: сокращают период ожидания и документооборот, решают задачи быстро, в любое время и в удобном формате.
В 2020 году команда мобильного банка «Альфы» планирует выпустить своего голосового помощника: осенью прошлого года клиенты получили письмо с призывом поучаствовать в выборе образа, точнее личности, которая ляжет в основу. Также над запуском голосового интерфейса работают в Visa. А ЦРТ, принадлежащий Сбербанку, разрабатывает «Варвару» — платформу для создания говорящих ассистентов, которую по лицензии можно будет интегрировать в любое приложение.
Так что банки в телефонах будут активнее предлагать новые форматы общения и мигрировать с графических интерфейсов в голосовые.
Скроюсь: банк-невидимка
Границы между пластиковой картой, мобильным банком и телефоном с «умными» часами стираются. Банки вынужденно переходят на сервисную модель, которая не подразумевает выпячивания основного продукта: организации учатся незримо присутствовать во всех аспектах жизни клиента.
Например, платформа FoodPlex, акционерами которой являются Сбербанк, Rambler Group и ряд частных инвесторов, выпустила мобильное приложение SberFood, которое позволяет бронировать столик в ресторане, заказывать еду, оплачивать счета и оставлять чаевые без общения с людьми.
На помощь «невидимому» банкингу приходят и QR-коды. «Русский Стандарт» и Wildberries с сентября 2019 года позволяют купить товар по QR-коду, «Тинькофф» предложил клиентам не выходя из машины заплатить за бензин на заправках BP в Москве, Московской и Смоленской областях. А банк «Ак Барс» договорился с платформой APIBank о подключении к своей платежной инфраструктуре: финтех-стартапы теперь смогут создавать собственные банковские сервисы для клиентов финансовой организации.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ
Комментарии
Что за аппсы? Какие такси и врачи?
Смех на палке
Сколько уж пинали эти "сториз" у Тинькоффа!
Все только и мечтают от них избавиться. Не видел ни одного положительного отзыва на них. Ни одного!
И где сейчас этот "Рокетбанк"? У Тинькоффа никто и не заметил странного "сервиса" чего-то копить. Может кто-то и заметил?
Откуда это взял автор сего оппуса - Кирилл Параска, основатель таинственной "студии UX-дизайна для банков ANGRY" и может кому-то известной "платформы для автоматизации клиентской поддержки Lia"? А может никому не известной?
Единственно с чем можно частично согласиться
Что уж там "Олег", если реальные сотрудники в чатах ничего не знают и не понимают. Ничего!
Обычно даю дедлайн в полтора часа на разговоры. Не помню, чтобы хоть раз за это время можно было решить хоть один вопрос - именно в чате Тинькоффа <p>*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ</p>
А это очередной фантазер и любитель рассказать как надо работать. Который не читал умных басен дедушки Крылова, иначе бы знал, что "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. " - это про вызов банком врача на дом. Которому в клиент-банке нужно не ясное и четкое выполнение операции, а ее анимация прыгающим и говорящим уродцем. Который готов часами висеть на телефоне, продираясь через 100 "если... то нажмите...", выслушивая по дороге вагон рекламы, а в конце "мы не можем Вам помочь, напишите письмо с подробным изложением Вашего вопроса".
Есть крылатая фраза "Кто умеет — работает, кто не умеет — учит других, кто не может учить — управляет, кто не умеет управлять — правит" - данный товарищ в начале пути, но далеко пойдет.