Как банки могут увеличить прибыль от клиентской базы с помощью обработки данных в реальном времени

Дата публикации: 01.07.2021 00:17
12 626
Время прочтения: 6 минут
Автор
Дмитрий Юдин, директор по развитию технологического бизнеса Oracle в России и СНГ
Дмитрий Юдин директор по развитию технологического бизнеса Oracle в России и СНГ
Источник
Banki.ru
Темы

Еще пять лет назад технологическое развитие не позволяло говорить о реализации real-time-моделей. Однако сегодня, как утверждает директор по развитию бизнеса «Oracle СНГ» Дмитрий Юдин, технологии развились настолько, что бизнес уже может обрабатывать свои данные в рамках таких моделей и увеличивать прибыль от своей клиентской базы.

Одна из компаний, уже сегодня строящих новую бизнес-модель real-time на основе данных из уникальных клиентских записей, — ОТП Банк, российское подразделение международной группы ОТП (OTP Group). В банке видят возможность получить дополнительную прибыль, анализируя собственные данные и обогащая их данными из других источников.

Сегодня банк еще опирается на пакетную обработку для формирования предложений и выстраивания коммуникации с клиентами. В ближайшем будущем, уверен Сергей Матвеев, лидер подразделения банка, исследующего возможности получения дополнительной прибыли от клиентской базы, банк будет делать то же самое и больше, опираясь на real-time-решения. Это позволит предлагать более персонифицированные продукты не тогда, когда банк может это сделать в рамках пакетной модели, а когда они действительно нужны и полезны клиентам.

Сценариев использования клиентских данных несколько. Так, аналитические инструменты реального времени позволяют одномоментно узнать причину обращения, проанализировать ее и предложить продукт, наиболее точно соответствующий текущим нуждам клиента. Еще одно направление — приоритизация клиентов в момент телефонного обращения в банк. В будущем благодаря специальным инструментам банк сможет анализировать запросы клиентов на крупнейших сервисах и предлагать им банковские продукты, соответствующие этим запросам.

Как с помощью real-time повышать качество предложения для клиентов

Аналитика дает возможность финансовым организациям скорректировать решения, принятые в рамках модели пакетной обработки, добавить к ним предложение, сформированное на основе использования real-time-модели, или полностью заменить одно другим.

Фактически этот процесс уже начался с ускорением пакетной обработки за счет применения современных средств аналитики. Окончательный переход к real-time-модели даст возможность улучшить результаты стратегий, которыми ОТП Банк пользуется уже сегодня. «Пока мы обрабатываем клиентские данные с интервалом, анализируя поведение и вырабатывая рекомендации через заданные промежутки времени, однако эти интервалы уже сократились, — комментирует Сергей Матвеев, — Это позволяет уже сейчас заложить в систему несколько тысяч стратегий и отбирать клиентов в соответствии с многошаговой логикой. Опираясь на действия клиента, мы информируем его, что еще он может сделать, чтобы получить более выгодное предложение от банка».

С переходом к real-time выработку предложений можно сделать на несколько порядков лучше. Для этого команда Матвеева планирует обогащать сгенерированные банком данные, такие как информация по трансакциям, другими данными, например информацией о текущем местонахождении клиентов, данными о собственности, информацией о френд-ленте в соцсетях. Обогащение банковских данных в режиме real-time позволит вырабатывать более точные рекомендации. Например, клиенту можно предлагать сервисы в зависимости от того, где он в данный момент находится, или в зависимости от проведенных операций с недвижимостью и т. п.

Проанализировав внутренние данные, можно, например, узнать, что клиент пользуется наличными и в последний раз снимал деньги достаточно давно. Обогатив эти данные данными о местоположении клиента, ему можно порекомендовать воспользоваться услугами отделения банка рядом с ним. И это только один из возможных кейсов.

Переход к real-time-решениям на примере ОТП Банка

На одной из таких стратегий команда Матвеева уже сегодня строит новую бизнес-модель. Базой для нее являются клиенты, посещающие отделения ОТП Банка. Одним из примеров, позволяющих разобраться в деталях стратегии, служит портфель клиентов, досрочно погашающих задолженности. Команда Матвеева создает для таких клиентов релевантные продукты, чтобы компенсировать потери от досрочного погашения.

Однако достичь успеха с этой стратегией невозможно, не обладая инструментами и экспертизой для работы с real-time. С учетом обширного портфеля продуктов требуется значительный объем математических вычислений и аналитики, а также бизнес-экспертизы, знание своих продуктов. Такая команда у ОТП Банка уже есть.

«В команду входят разработчики, аналитики, математики, специализирующиеся на машинном обучении, бизнес-эксперты, портфельные менеджеры, — рассказывает Сергей Матвеев. — Каждый из них привносит свою экспертизу в реализацию кейсов».

Помимо экспертизы, переход к онлайну требует набора инструментов и платформ и создания на их основе архитектуры. В ОТП Банке выстроена трехступенчатая архитектура.

Для управления событиями используется очередь Kafka. События обогащаются внутрибанковскими данными и фильтруются в Oracle Stream Analytics.

На начальном этапе на вход Oracle Stream Analytics подается поток событий. Это действия клиента: снятие и внесение наличных, появление в определенной геолокационной зоне, оплата картой за границей и множество других вариантов. События не обязательно должны быть изначально потоковой природы. Есть специальные инструменты, такие как Oracle Golden Gate, с помощью которых можно представить изменения в реляционной базе данных в виде потока.

Oracle Stream Analytics анализирует данные в режиме real-time. К потоку данных могут быть применены различные алгоритмы

Принимает решение о формировании предложения для клиента система Unica Campaign с модулем Interact, позволяющим работать с бизнес-стратегией как с сервисом. Система принимает решение о предложении нового продукта или изменении условий для клиента в соответствии с разными механиками. Одной из таких механик, по замыслам команды Матвеева, будет работа с программой лояльности. В завершение процесса обработки система посылает сигнал в коммуникационный или технический канал.

Об оперативности работы архитектуры можно судить по тому, что от идентификации клиента до выдачи готового предложения проходит меньше секунды. Такая оперативность достигается благодаря использованию георазнесенного кластера с высокой доступностью, работающего в режиме онлайн и изначально рассчитанного на пиковые нагрузки. Отдельные сервисы решают минимальную задачу, необходимую для следующего шага процесса. Благодаря такой структуре скорости обработки операционист приветствует клиента и начинает вбивать данные для идентификации, и в этот момент персональное пакетное предложение для этого клиента уже находится в системе CRM.

Один из ключевых сценариев работы команды ОТП Банка с данными — поиск аномалий, всплесков и провалов в сравнении со средними прогнозируемыми значениями. Еще один сценарий — корреляция событий, например определение порядка следования. Это позволяет выстраивать более сложные события из нескольких последовательных действий клиента. Два триггера объединяются в единое событие — например, появление в офисе для обслуживания и снятие наличных. Формируя комплексное событие, можно повышать релевантность предложения, которое будет сформировано для клиента в результате анализа его действий.

В дальнейшем команда Матвеева планирует использовать real-time-аналитику комплексных событий для развития партнерских программ. Например, одним из триггеров в сложном событии может быть появление клиента в зоне геолокации, в которой находится партнерский магазин. Анализ этого комплексного события ведет к выводу о выполнении условий совместной акции банка и ретейлера.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

62bps
01.07.2021 20:25
Огромная, сложная, дорогая система для повышения эффективности... рекламы. Использовать эти ресурсы для предотвращения мошенничеств? Да ну, ерунда какая-то, кому это вообще надо!
0

Jeca
02.07.2021 17:41
62bps пишет:
Огромная, сложная, дорогая система для повышения эффективности... рекламы. Использовать эти ресурсы для предотвращения мошенничеств? Да ну, ерунда какая-то, кому это вообще надо!

Именно так. Я вчера не стал писать комментарий, но сегодня, увидев Ваш, не удержался. Поскольку трескотню такого рода слышу много лет, но никогда не слышал от спикеров итоговых цифр экономической эффективности. То есть процесс идет ради процесса, а в ходе него реализаторы неплохо живут, не давая в итоге практической отдачи.
То, что описано, требует больших, очень больших затрат. Какой же конкретный выхлоп? Не будем далеко ходить, смотрим самый конец статьи (этот пример кочует на банковских конференциях из доклада в доклад) -
Например, одним из триггеров в сложном событии может быть появление клиента в зоне геолокации, в которой находится партнерский магазин. Анализ этого комплексного события ведет к выводу о выполнении условий совместной акции банка и ретейлера.
Ага, ОТП Банк увидел, что клиент появился рядом с партнерским магазином "Четыре лапы" и шлет ему смс или пуш-сообщение с предложением зайти и купить собачий корм по акции. Но у клиента нет собаки, кошки и аквариума тоже нет. Даже если вдруг и есть, но скорее очередное навязчивое предложение только вызовет раздражение у большинства клиентов. Если один из 1000 клиентов зайдет по наводке и расплатится там картой, то каково будет соотношение затрат банка и полученного интерчейнджа?
Далее не вижу смысла разбирать другие кейсы, везде фантазии, слабо связанные с конкретной жизнью.
«В команду входят разработчики, аналитики, математики, специализирующиеся на машинном обучении, бизнес-эксперты, портфельные менеджеры, — рассказывает Сергей Матвеев. — Каждый из них привносит свою экспертизу в реализацию кейсов». Плюс затраты на дорогой софт и технику. На месте правления банка я бы спросил - вот сумма затрат на эти биг-данные, а сколько они принесли дохода?
0

Обучение

Материалы по теме