Взаимодействие с банком в рамках 115-ФЗ по-прежнему остается неизменно горячей темой для всех предпринимателей, и порой очень простые шаги могут сэкономить массу времени, рассказывает руководитель по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Денис Скоков.
Когда речь идет о 115-ФЗ, в сознании предпринимателя возникает стойкий ассоциативный ряд: «банки», «ограничения», «блокировки». Однако на практике далеко не все запросы, поступающие клиентам от банков, связаны с инициативой самого банка.
Немало запросов на проверку клиентов поступает в кредитные организации со стороны налоговой инспекции. Неполная информация о предпринимателе или опасения в ее корректности провоцируют направление уточняющих запросов через обслуживающие банки со ссылками на 115-ФЗ и принцип «Знай своего клиента». В таких случаях банк не может игнорировать запросы госорганов и должен задать клиенту уточняющие вопросы, запросить документы, а порой и принять административные меры. Такие ситуации неблагоприятны и для клиента, и для банка. Зная, с какими причинами связаны такие запросы, предприниматель может принять меры, чтобы их избежать. Предлагаем рассмотреть возможные сценарии подробнее.
Некорректный или неполный юридический адрес
Регистрируя юридическое лицо, предприниматель сталкивается с очень большим блоком вопросов, и не всегда экспертизы и опыта хватает для того, чтобы с ними разобраться. Один из примеров ошибок — указание некорректного или неполного юридического адреса. Начинающий предприниматель может не знать, что юридический адрес компании не является, например, адресом торговой точки. Когда налоговая инспекция приезжает по указанному при регистрации адресу и не находит на месте предпринимателя, она отправляет банку требование по проверке документов. Еще один возможный сценарий — налоговая отправляет запросы по указанному адресу, и если предприниматель на них не отвечает, то банк также получает уведомление о начале проверки.
Смена адреса
При смене адреса у предпринимателя есть пять дней на предоставление изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Те, кто не успел внести обновленные данные вовремя, рискуют потерять связь с налоговой инспекцией: не получив ответа на запрос, налоговая отправляет требование по проверке банку.
Недостаточность сведений об учредителе или бенефициарном владельце
Важность вопроса актуальности любых данных, связанных с деятельностью предприятия, несправедливо недооценивается. Например, один из самых болезненных сценариев фрода с данными предпринимателя — смена единоличного ответственного органа. Новый «руководитель» обращается к нотариусу для оформления заявления о смене руководителя. Для этого достаточно лишь двух документов, кроме паспорта: решение органов управления общества о смене руководителя общества (нотариус не обязан проверять полномочия и подлинность подписей подписавших его лиц) и оригинал устава общества. Затем «руководитель» подает в ЕГРЮЛ заявление о внесении изменений в реестр в связи со сменой единоличного исполнительного органа. Все это может случиться, если предприниматель при оформлении юридического лица не отмечает, что все изменения с компанией могут производиться только в его личном присутствии.
Возвращаясь к 115-ФЗ — в случае, когда сведений об учредителе недостаточно, налоговая инспекция может направить в банк запрос на проверку. Поэтому лучше указывать их полностью. Особое внимание этому вопросу стоит уделить организациям, которые не имеют зарегистрированного уставного капитала (часто это НКО) или имеют в составе учредителей другие организации.
Чек-лист
Для того чтобы снизить риск проверок ФНС и ограничения доступа к ДБО по описанным выше причинам, следует соблюдать простые правила:
· указывайте полный и корректный юридический адрес при регистрации ИП/юрлица;
· указывайте полные сведения об учредителе юрлица;
· убедитесь, что все изменения в учредительных документах возможны только с вашего согласия;
· убедитесь, что вы получаете все требования ФНС и оперативно на них отвечаете — например, что сервис общения с налоговой инспекцией интегрирован с вашим онлайн-банком или онлайн-бухгалтерией;
· если же вам поступил запрос от обслуживающего банка о параметрах вашей деятельности или уточнении реквизитов, предоставьте банку необходимую информацию — у многих банков это можно сделать онлайн в интернет-банке. При наличии вопросов по запросу не стесняйтесь задать их вашим менеджерам.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции