Спрос на внедрение продуктового подхода — важный тренд для финансовых компаний, поскольку темп развития рынка финтех-услуг и конкуренция на нем сегодня запредельные. Почему ни один крупный банк не может быть успешным без сильной команды продакт-менеджеров, как можно обучить команду продуктовому подходу и чем практики продакт-менеджмента будут полезны в повседневной жизни, рассказал генеральный директор и сооснователь ProductStar Михаил Карпов.
«Горячие» задачи финтеха
Банковская сфера стремительно меняется прямо на наших глазах. Во-первых, перестраивается парадигма клиентского обслуживания: на смену традиционным офисам приходит гибридный формат, где большую часть вопросов решают уже даже не удаленные сотрудники, а искусственный интеллект. В банковский офис мы ходим все реже — подписать кредитные документы или забрать новый пластик. Во-вторых, располагая большими данными о клиентах, их предпочтениях и финансовых привычках, банки взяли ориентир на извлечение дополнительной выгоды из своей аудитории. Они выводят на рынок как новые услуги, так и собственные экосистемы сервисов из области телекома, медиа, доставки и многих других. Этой стратегии придерживаются все крупные игроки: «Сбер», «Тинькофф», ВТБ, Альфа-Банк, МТС Банк и другие. Продолжается процесс развития мобильных сервисов и продуктов: банкам важна продуктовая экспертиза и этого рынка.
Кроме того, увеличиваются объемы данных, а вместе с ними — стоимость решений, принимаемых руководителями отделов. Цена ошибки высока, поэтому растет популярность принятия решений на основе больших данных и глубокой аналитики. Это снижает риски человеческого фактора и делает шаги по развитию продуктов более взвешенными и точными.
Также от банков требуется держать баланс между стабильностью сервисов и безопасностью данных, чтобы все работало надежно и без сбоев. При высокой скорости разработки требования к продуктам очень высокие, поэтому для их создания требуются принципиально иные подходы. В этой новой реальности продакт-менеджер становится центральным звеном, который может обеспечить гибкую разработку и выход успешных продуктов на рынке. Чтобы перестроиться, этому можно и нужно учиться.
Зачем нужны продакт-менеджеры в финтехе?
Менеджер по продукту в финтех-компании — это своеобразный «бизнесовый осьминог». Ему важно балансировать как с развитием и усилением текущих банковских сервисов, так и анализировать рынок, придумывая и реализуя с командой новые продукты. Также во многих компаниях принято совмещать роли продуктового и проектного менеджера: таким образом, продакту важно не только заниматься бизнесовой концепцией, но и контролировать ее непосредственную реализацию.
В финтехе есть своя, достаточно ярко выраженная отраслевая специфика, поэтому адаптация нового сотрудника здесь занимает больше времени. Часто компании предпочитают выращивать продакт-менеджеров внутри компании из других ролей — проектных менеджеров, представителей бизнеса, иногда и из маркетологов или тимлидов команд разработки. При переходе в финтех-сферу менеджерам по продукту чаще всего приходится подтягивать навыки работы с большим числом бизнес-заказчиков, разбираться с существующей и часто нетривиальной IT-инфраструктурой, а также понимать нюансы, термины и подходы работы в данной отрасли.
Для старта карьеры в финтехе я чаще всего рекомендую продакт-менеджерам изучить те компании, в которых продуктовый подход внедрен свыше трех лет, а в команде работает минимум десять таких специалистов: как правило, это является опережающим показателем того, что в компании развиваются продуктовая культура и ценности, а значит, новичок сможет быстрее разобраться в отрасли, ему будет у кого поучиться продакт-менеджменту. Далее, по мере роста в сторону менеджера по продукту среднего звена, можно уже выбирать дальнейшую карьерную развилку — расти в компании в сторону управления группой продуктов или, наоборот, посмотреть себе место в каком-то из зарождающихся финтех-стартапов с небольшой, но быстро развивающейся командой.
Многие крупные компании отправляют своих сотрудников на корпоративные программы, чтобы обучить их продуктовому подходу. Приведу пример. В таком индивидуальном ключе мы сотрудничали со «Сбером», ВТБ, «Тинькофф», Raiffeisen, Газпромбанком, Альфа-Банком, «Ренессанс Капиталом», банком «Открытие», Росбанком, ЦФТ, «Яндекс.Деньгами» и рядом других организаций.
Что получают те, кто проводит обучение сотрудников продуктовому направлению?
Ключевые показатели для компаний — это ускорение адаптации новых специалистов в роли владельца продукта, а также синхронизация внутри команды общих продуктовых понятий, подходов и навыков. Все это увеличивает скорость и продуктивность работы команды над развитием продуктов.
База продуктового подхода — гибкость, понимание IT-сферы, знания инструментария анализа пользователей и принятие решений на основе больших данных. Специальные знания раньше были только у людей с должностью big data product manager (продакт-менеджеры, кто работает с большими данными), но в ближайшем будущем эти навыки понадобятся всем. Скоро в руководстве банков не останется менеджеров, не понимающих основ продуктового подхода. Но он нужен не только им, а всей команде в целом: тогда все сотрудники будут понимать, в чем состоит цель компании и как конкретно их действия ведут к общему результату.
Продуктовый подход делает цифровую трансформацию компаний проще, страхует риски за счет фокуса на данных. Когда он становится частью культуры бизнеса, сопротивление сотрудников снижается: наоборот, у них появляются новые идеи. Чтобы пройти цифровую трансформацию и выжить в конкурентной гонке, банкам нужно будет приложить усилия по переобучению сотрудников и найму новых. Только это поможет им встроиться в активно формирующуюся цифровую экономику.
Как применить практики продакт-менеджмента в жизни
Сами методы продуктового подхода применимы и вне рабочего поля — при улучшении личных и бытовых задач. Любые ситуации, будь то планирование путешествия, помощь семье, занятия спортом, можно рассмотреть как продукт и выбрать для них подходящее решение.
Важно учесть ключевые части продуктового подхода, понять, что является минимально жизнеспособной версией вашего продукта для быстрой проверки гипотезы (например, чтобы по полгода не готовиться к каким-либо соревнованиям, а потом понять, что они вам не интересны). Выяснить, кто является пользователем вашего продукта (лично вы, семья, другие люди) и научиться регулярно получать от них обратную связь для улучшения качества вашего продукта.
Сделать фокус на измеримые цели, внедрить регулярную аналитику для поиска точек роста и развития. Как продукт можно рассмотреть и самого себя: вашу карьеру, личностное и физическое развитие, а затем построить стратегию развития своих характеристик. Здесь методы продуктового подхода тоже станут хорошей основой для проведения изменений.
Практики продакт-менеджмента можно использовать при старте собственного бизнеса — они помогают максимизировать вероятность успеха: от выбора ниши до первых денег. Также их используют, чтобы продвинуться по карьерной лестнице или улучшить результаты своего бизнеса: владение основами продуктового подхода высоко ценится в современных компаниях.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции