Банки любят говорить о кредитовании малого бизнеса, но не любят работать с такими клиентами. За этот рынок борются микрофинансовые организации и краудлендинговые платформы — к счастью, от этого конфликта выиграют и заемщики, и инвесторы.
Подкрученная статистика
Из кабинетов Центробанка и Минэкономразвития России это выглядит прекрасно: согласно статистике, кредитование малого бизнеса растет. Но при этом количество малых компаний и их вклад в экономику уменьшаются. Возникает закономерный вопрос: если бизнесу дают больше денег, почему же компании закрываются? Мне кажется, имеет место некоторая манипуляция со статистикой. Дело в том, что у нас малым предприятием называется любая компания с численностью сотрудников до 100 человек и с доходами до 800 млн рублей в год. Фирмы, которые приближаются к этим критериям, де-факто можно считать средним бизнесом. Большинство из них крепко стоят на ногах, и банки с ними давно и охотно сотрудничают. Совсем иная ситуация у тех, кто работает на земле: салоны красоты, маленькие кафе, различные сервисные центры и т. д. Кредиты в банках им не дают, запасов они сделать не смогли. Сократившийся в пандемию спрос привел, по моим ощущениям, к закрытию каждой 3–4 микрокомпании.
«Прежде всего, условия ужесточились, и банки стали более требовательно оценивать залоги. Второй момент — существенно изменились отношения между банком и заемщиком после получения кредита. Теперь банки мониторят деятельность компаний и запрашивают множество отчетов. Согласно договору, они имеют возможность изменить условия сотрудничества, если какие-то параметры заемщиком не были достигнуты», — рассказала мне недавно директор компании «Город кофе» (группа компаний UVENCO) Татьяна Збиглей.
МФО: быстрые деньги и большие проблемы
Банкам не интересно кредитовать ИП или маленькую компанию со штатом 10–20 человек. Отчетность у них непрозрачная (по сути, это только запись прихода и расхода средств), бизнес их не вполне понятен и подвержен многим рискам. Поэтому если какой-нибудь ИП захочет взять кредит в банке, чтобы открыть вторую кофейню возле другой станции метро, вероятность, что ему откажут в банке, по моим наблюдениям, составляет около 80%. Где ему в таком случае найти деньги?
Самый простой и понятный путь — занять в микрофинансовой организации. Судя по статистике, владельцы малых компаний за 14 лет протоптали к ним проверенную тропинку. Средства у них можно получить быстро, но под большие проценты — до 30%. Лояльность к риску со стороны МФО куда выше. Они терпимы к неоднозначной кредитной истории и слабым финансовым показателям. В результате те, кому отказали в банке, или решают обходиться своими силами, или идут в МФО.
Но зачастую бизнесмены (да и граждане), которые оформляют такие займы, не всегда осознают сопутствующие им риски. И дело даже не только в заоблачных ставках. Дело в финансовой истории заемщика: сотрудничество с МФО, будем говорить прямо, это несмываемое пятно на репутации. Любой банкир понимает, что получение займа под 30–50% годовых — это жест отчаяния. Поэтому компании, которая сотрудничала с МФО, с высокой долей вероятности откажут в получении кредита, финансировании на краудлендинговой платформе или выпуске облигаций.
Краудлендинг против МФО: iPhone против кнопочной Nokia
Я уверен: будущее за технологичными решениями, которые постепенно станут выдавливать с рынка архаичные финансовые институции. Почему?
Во-первых, удобство оформления займов на платформах куда выше. Практически все процедуры автоматизированы и перенесены в онлайн. Начиная со второго размещения, все операции можно проводить удаленно и очень оперативно. Во-вторых, хорошая компания может собрать финансирование в течение 40 минут. При этом ставки в последние годы только падают — сейчас это около 22–23% годовых, уже близко к ставкам банковского финансирования. В условиях нынешней турбулентности на финансовом рынке, когда котировки бумаг обвалились, курс рубля находится под серьезным давлением, перспективы вложения в недвижимость туманны, а банки находятся в зоне санкционных и иных рисков, краудлендинг для инвесторов выглядит тихой инвестиционной гаванью. Ставка размещения денег инвесторами и, соответственно, привлечения денег заемщиками может стать сбалансированной и стабилизироваться на уровне 18–20% годовых.
В-третьих, преимущество платформенных решений в их стратегии — я бы назвал ее классической win-win. Доход платформ — не процент с кредита или просрочки, а комиссия от полученных заемщиком денег. И поэтому такие сервисы заинтересованы в долгой жизни и развитии компании. Наконец, краудлендинг становится своего рода инвестиционным лифтом. Всю информацию платформы передают в бюро кредитных историй. Позитивный трек-рекорд позволит потом обратиться в банки, а затем и к организаторам выпуска облигаций.
Что в итоге получит малый бизнес и его инвесторы
Платформы будут откусывать свой кусок пирога именно у МФО. И если сейчас в сфере финансирования малого бизнеса и ИП микрофинансовые организации занимают долю примерно в 80%, то через пять лет она снизится до 50%, а через 10 лет не превысит 30%. В итоге уже через 3–4 года крупные финансовые институты и экосистемы станут интересоваться краудлендинговыми платформами и начнут интегрировать их в свою инфраструктуру. Что это будет означать для заемщиков? Ставки по займам будут неуклонно идти вниз, а процесс размещения упростится до предела. Легко могу представить, что через пару-тройку лет какое-нибудь ИП будет собирать деньги онлайн за несколько минут под 15–18% годовых. Инвесторы в этом случае тоже получат свой профит. Уже сейчас отдельные трейдеры предлагают частным клиентам инвестировать часть активов (10–20%) через краудлендинговые платформы. Уверен, что года через три такая возможность появится в онлайн-приложениях многих брокеров.
Такую же примерно картину в своих прогнозах рисует и Центробанк. Недавно председатель Банка России Эльвира Набиуллина сказала, что большинство решений по расширению доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам связано с развитием платформенных решений.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.