Юрий Колесников
Банки любят говорить о кредитовании малого бизнеса, но не любят работать с такими клиентами. За этот рынок борются микрофинансовые организации и краудлендинговые платформы — к счастью, от этого конфликта выиграют и заемщики, и инвесторы.
Полтора месяца спустя после начала известных событий бизнес отошел от шока и перешел в режим оперативного решения вопросов. Что происходит в разных сферах, как компании проходят кризис и что предпринимают их руководители и владельцы? Попытаюсь описать картину происходящего, поделиться собственным опытом и прогнозами.
За любым бизнесом стоят люди, на первом месте должна быть забота о себе, своей семье, своих сбережениях и накоплениях. Панические действия могут привести к потерям.
Год назад мы все надеялись, что вызванные коронавирусом ограничения можно будет просто пересидеть. Как учесть ошибки прошлого и подготовиться к возможному локдауну, чтобы пройти его без потерь?
Правительство начало субсидировать расходы малого и среднего бизнеса, связанные с привлечением займов на инвестиционных платформах. В конце июня первые компании получили возврат средств, которые были уплачены за услуги краудлендинговых площадок. Такой механизм поддержки малых предпринимателей помогает решить сразу две задачи: предприниматели бесплатно получают доступ к «быстрым» займам, а инвесторы, которые финансируют предприятия через краудлендинг, имеют возможность дать в долг более качественным и надежным заемщикам.
Инвесторы краудлендинговых платформ не испугались кризиса. Они продолжают регистрироваться на интернет-площадках и готовы финансировать заемщиков. Малый и средний бизнес пока занял выжидательную позицию. Но осенью рынок может пережить второе рождение.