С конца февраля Россию покинуло по меньшей мере 70 тыс. IT-специалистов. В ближайшее время процесс утечки умов вряд ли замедлится. Какие меры поддержки может предложить компания, чтобы сохранить таланты у себя в штате?
Безусловно, последние события влияют на общие настроения в коллективе. Неопределенность в целом и нестабильность финансово-экономической ситуации застали многих врасплох. Какие-то сотрудники берут неделю отпуска и впадают в депрессивное состояние. Задача HR-отдела сейчас — оперативно решить, как вести себя в текущей ситуации и что предложить сотрудникам.
Не буду долго останавливаться на стандартных корпоративных бонусах — понятно, что сейчас особенно важно оказывать как финансовую, так и психологическую поддержку. Первое означает провести индексацию всех зарплат до медианы рынка. Второе — предоставить сотрудникам бесплатные консультации с психологом. Что касается мер господдержки IT-сектора, нужно внимательно следить за обновлениями и помогать сотрудникам с оформлением всех необходимых документов.
А теперь поговорим о менее очевидных вещах. Актуальную HR-стратегию я бы разделила на три блока:
1. Прозрачная коммуникация и проверка fake news
Некоторые сотрудники могут интересоваться возможностью переезда за рубеж. На мой взгляд, в таких случаях задача кадрового отдела — предоставить человеку максимум информации, чтобы он мог осознанно взвесить все «за» и «против». Пытаться его отговорить или к чему-либо склонить было бы неэтичным со стороны компании.
Учитывая огромное количество противоречивых данных и слухов (например, о всеобщей мобилизации или опциях вывода рублевой зарплаты за границей), HR-отдел может взять на себя функцию фактчекинга, то есть поручить штатным юристам, эйчарам и финансистам верифицировать новости на предмет соответствия действующему законодательству, свежим законопроектам, высказываниям официальных лиц и т. д. Проверенную информацию регулярно публиковать на внутреннем портале для сотрудников.
Помимо освещения внешних новостей необходимо честно рассказывать, что происходит непосредственно внутри компании. Сделать это можно самыми разными способами: завести отдельный адрес электронной почты для вопросов руководству, опубликовать разъясняющие комментарии в новостном дайджесте, созвать совещание с топ-менеджментом или арендовать конгресс-холл и пригласить внешних спикеров, чтобы представители бизнеса и потенциальные заказчики сами рассказали, как ситуация отразилась на их деятельности и чего они ждут от сотрудничества.
Даже если положение дел в компании кажется не радужным, а дальнейшие перспективы — размытыми, честно скажите об этом сотрудникам. Стратегия молчания кажется мне заведомо проигрышной. В период кризиса прозрачность коммуникации ценится сотрудниками больше всего — она важнее любых тимбилдингов, бонусов и поощрений.
2. Уход с удаленки и совместное времяпрепровождение
Пандемия вынудила компании перевести большую часть сотрудников на удаленку. По прошествии двух лет можно сказать, что дистанционный формат работы оказался вполне продуктивным, так что возвращаться в офисы почти никто не планировал — до недавнего времени. Наш опыт показывает, что в последние два месяца у многих такое желание появилось: около 45% удаленщиков вернулись в офисы.
Несмотря на то, что среди айтишников традиционно много интровертов, сейчас все стали больше общаться между собой и стремиться проводить свободное время вместе. Стол для настольного тенниса, который до этого пылился в офисе без дела, может снова войти в моду. Здесь важно, чтобы над играющими сотрудниками никто не стоял с секундомером. IT-специалист — творческая профессия с гибким графиком, так что приходить, уходить и устраивать себе перерывы можно в любое время.
Учитывая эти тенденции, HR-отдел может подумать над рядом внутренних мероприятий, которые помогут отвлечься от новостей. Шахматный турнир, киноклуб, квест, IT-викторина — словом, все, на что хватит фантазии. Сейчас эти островки спокойствия будут очень востребованными. Но не увлекайтесь: какие-то развлекательные истории (например, масштабный весенний корпоратив) сейчас в принципе кажутся неуместными.
3. Создание комьюнити и социально значимые инициативы
IT-специалистам важно чувствовать, что они делают что-то полезное, что у их работы есть смысл. При достижении определенного уровня компетенций у многих появляется желание делиться экспертизой и брать на себя наставнические функции. Команда, которая успешно внедрила какой-нибудь сервис или инструмент, может поделиться опытом с коллегами, чтобы его можно было масштабировать и на другие проекты.
Компания может также создавать условия и возможности для выхода экспертов на внешнюю аудиторию и развития профессионального сообщества, то есть проводить отраслевые конференции, воркшопы и вебинары. За выступления можно начислять спикерам корпоративную валюту, на которую они смогут покупать мерч компании или образовательные курсы сверх индивидуального плана развития на внутреннем портале знаний.
Наконец, если бюджет позволяет, можно запустить внутренние гранты на развитие бизнеса. В рамках конкурса любой сотрудник может предложить свое уникальное решение по оптимизации и улучшению бизнес-процессов — либо в применении к родной компании, либо для ее клиентов. Идеи, одобренные экспертным советом, можно затем воплощать в жизнь.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии
<p>Некоторая часть устроится в проетные институты.Скучновато но зарплата будет хорошая для жизни внутри за границу не надо будет загранпаспорт обычно оформляется и поступает на ответственное хранение,проще говоря изымается. А как хотели чтобы удержать ? Не бильярдным же столом подпирать. Институт будет делать что нибудь "на благо страны", типа "как на дискету записать ракету" поэтому никакие эрчары мониторить ничего не будут Для этого есть корпоративный файервол замкнутого цикла Юристы будут из структур И сотрудникам будет ограничен доступ много куда</p>
<p>Эрчары перименовываются в кадровиков часть из них будет из бывшихСхема отработанная и надежная .</p>