Что такое аллокация и почему инвестор должен про нее знать

Дата публикации: 06.09.2023 13:01 Обновлено: 20.08.2024 11:34
60 274
Время прочтения: 5 минут
Что такое аллокация и почему инвестор должен про нее знать
Автор
Евгения Новикова автор статей Банки.ру
Иллюстрация
Shutterstock/FOTODOM
Источник
Banki.ru

Содержание статьи

Показать
Скрыть

В экономике и финансах есть несколько не связанных друг с другом понятий, которые называют одним и тем же словом «аллокация». В широком смысле речь идет о разделении чего-либо в нужных пропорциях. Это делается, чтобы каждый участник экономической деятельности мог получить свою часть актива.

Чаще всего слово «аллокация» используется в инвестиционной среде, особенно когда речь заходит о размещении акций и облигаций.

Что такое аллокация

Аллокация дословно переводится на русский язык как «распределение». Это может быть распределение активов (денег, товаров, оборудования), банковских продуктов (внутри самого банка), долей IPO.

Узнать больше про инвестиции

Цель правильной аллокации — получить максимальный эффект от использования имеющихся ресурсов. Например, получить наибольший доход с наименьшим риском или привлечь как можно больше инвесторов в одну компанию.

Основные виды аллокации

Помимо экономики, этот термин встречается в IT-индустрии, телекоммуникациях (связи) и даже психологии. В финансовой сфере можно выделить три значения термина:

  • Аллокация ресурсов

Встречается в бизнесе, государственном управлении и проджект-менеджменте. Предполагает распределение любых ресурсов, включая труд людей (наемных работников), с максимальной пользой.

Здесь вы можете изучить котировки акций, а в этом разделе — сравнить доходность облигаций.

  • Банковская аллокация

Применяется в стратегии банков, когда они решают, какую часть привлеченных средств направить на разные виды кредитования, бонусных или накопительных программ. Фактически это гибрид ресурсного управления и инвестирования.

  • Аллокация активов

Сюда в первую очередь относится управление портфелем из ценных бумаг. Для инвестора аллокация также может быть связана с получением доли в IPO (в виде акций).

Распределение при инвестировании

Это то же самое, что аллокация активов. Речь идет о том, чтобы найти оптимальное соотношение долей в портфеле под каждый класс инструментов и под каждый инструмент в отдельности.

Аллокация активов бывает трех видов:

  • Стратегическая

Инвестор находит для себя баланс между основными и альтернативными вложениями и не меняет их на протяжении нескольких лет. Допускается лишь редкая ребалансировка (продажа подорожавших активов и покупка подешевевших).

Классический пример стратегической аллокации: поделить свои вложения в пропорции 50/50 между акциями и облигациями и раз в год выравнивать их между собой. Такой подход позволяет не сильно рисковать (половина сбережений защищена от провалов рынка), но и не упускать прибыль в периоды биржевых взлетов.

Что такое ликвидность акций, для чего ее оценивать и зачем инвестору надо это знать
  • Тактическая

Это более активный подход к своим вложениям, когда инвестор пытается сыграть на разных экономических циклах. Например, вкладывает больше денег в акции, когда на рынке случился кризис (в расчете на восстановление), и в облигации, когда происходит экономический бум (в расчете на скорый обвал рынка акций).

  • Смешанная

Можно сочетать стратегическую аллокацию с тактической, просто поделив свои сбережения на два портфеля. Например, один управляется пассивно по формуле 50/50, в нем лежат деньги на будущую пенсию. Второй управляется более активно, в нем находятся сбережения на ближайшие 3–5 лет.

Аллокация на IPO

Помимо трех традиционных видов активов (акции, облигации, свободные деньги), есть множество альтернативных классов: недвижимость, драгоценные металлы, коллекционные товары. Также нередко к ним относят IPO.

Из-за высокой потенциальной доходности число желающих принять участие в IPO всегда больше, чем число заявок, которые реально можно удовлетворить. Это приводит к тому, что компания вынуждена выбирать, кому и в каком объеме продать свои акции. Чаще всего ей выгоднее выбрать крупных инвесторов, которые вкладываются надолго.

Аллокация в IPO в широком смысле — это доли акций, которые достанутся всем инвесторам: от самых крупных (например, с долей 10%) до мелких частников (это может быть, скажем, 0,01% или еще меньше). В более узком смысле (для самого инвестора) аллокация — это процент его собственной заявки, которая была частично удовлетворена.

Как повысить свою аллокацию

При проведении IPO последнее слово остается за продавцом акций (выходящей на биржу компанией). Она стремится продать свои акции как можно более крупными лотами, искать институциональных или «якорных» инвесторов. Но большие покупатели (биржевой брокер, например) могут затем продавать их своим клиентам меньшими объемами.

При этом брокер руководствуется тем же правилом: ему выгоднее удовлетворять сначала самые крупные заявки своих клиентов, потом меньшие.

Как покупать инвестиционные монеты и насколько выгодно такое вложение

Плюс он может поощрять тех клиентов, которые, например, уже участвовали в других IPO, имеют крупный счет, активно торгуют и платят больше комиссий.

Основной способ получить максимальную аллокацию — запрашивать как можно больше акций (на сумму больше той, которую инвестор реально готов купить). Считается, что у качественных компаний спрос на IPO в среднем втрое выше объема размещения. Поэтому, чтобы получить бóльшую долю, нужно увеличивать заявку в 2–3 раза.

Какая аллокация выгодна инвестору

100% удовлетворение заявки у мелких частных инвесторов случается редко и считается на рынке негативным сигналом. Если на IPO было получено столько акций, сколько было запрошено (а почти все просят с запасом), значит интерес рынка к данной компании в реальности ниже.

Полное отсутствие аллокации (0% удовлетворения заявки) — это тоже негатив для инвестора. Такое случается, если брокер не смог получить достаточную долю на IPO (возможно, возникли проблемы с партнерами), допущен технический сбой либо акция слишком перегрета и может оказаться пузырем.

Оптимальным считается удовлетворение заявки на 30%. Поэтому тем, кто желает получить, например, 1 000 акций, следует изначально запрашивать до 3 000. Но тут есть риск: если удовлетворят все 3 000, то есть 100% заявки, то большую часть актива затем, скорее всего, придется распродавать из-за низкого спроса на него.

Аллокация: кратко

Аллокация в экономике и финансах — это распределение ограниченных ресурсов (денег, активов) для получения максимально полезного эффекта. В инвестировании аллокация чаще всего означает расчет оптимальных долей ценных бумаг и валют.

Распределение активов бывает стратегическим, тактическим и смешанным — в зависимости от того, как часто инвестор меняет доли активов в своем портфеле. С аллокацией инвестор также встречается при участии в IPO.

Аллокация в IPO определяет, какая доля заявки инвестора будет удовлетворена, то есть сколько процентов запрошенного числа акций или токенов он получит. Оптимальное число — 30% (размещение популярно, но не переоценено). Соответственно, чтобы увеличить свою аллокацию, стоит увеличить размер заявки в 2–3 раза.

С помощью сервиса Банки.ру вы можете подобрать вклад или накопительный счет, сравнить тарифы на брокерское обслуживание, а также узнать ситуацию на рынке металлов, валюты и недвижимости.

Еще по теме:

Как правильно читать финансовый отчет публичной компании
Теги: Инвестиции 2024
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме