Ленар работает проджект-менеджером в ИТ-компании из Казани. Мужчина уже больше пяти лет ведет строгий учет всех своих денежных операций, анализирует и управляет расходами с помощью собственного приложения на Python.
Для Банки.ру он рассказал о своих принципах управления бюджетом, которые помогают обеспечивать финансовую стабильность.
Краткая анкета о герое
Ленар живет в Иннополисе (город-сателлит Казани) с супругой, работает в ИТ-компании.
В этом году семья взяла ипотеку на покупку таунхауса. Сейчас они делают в новом доме ремонт и параллельно снимают жилье.
Как зарабатывает
Ленар работает в ИТ на менеджерской позиции — управляет проектами. В отрасль мужчина пришел сразу после окончания вуза. Сначала отучился в Казани, после закончил двухлетнюю магистратуру в Германии и вернулся в Россию.
«Сначала у меня была идея остаться работать в Германии, но сразу после окончания магистратуры получить работу в интересующей меня сфере не удалось. Поэтому я вернулся домой, чтобы накопить рабочий опыт и позже вернуться к переезду. Сейчас карьера в России хорошо развивается, так что планы по релокации пока поставил на стоп», — говорит Ленар.
В зависимости от проектов и премий Ленар зарабатывает от 200 000 до 250 000 рублей в месяц.
Как управляет бюджетом
«Я обращал внимание на модель поведения и привычки успешных людей, чтобы понять, благодаря чему они получили преимущество и добились хороших финансовых и карьерных результатов, — рассказывает мужчина. — Контроль расходов меня всегда интересовал, потому что хотел сформировать накопления, которые дадут возможность комфортно жить в более зрелом возрасте, на пенсии. К тому же я чувствую себя более уверенно и спокойно, когда знаю, на что уходят деньги».
При выборе инструмента контроля своего бюджета Ленар обращал внимание на такие критерии:
- Приложение должно быть бесплатным.
- Есть возможность настроить категории трат.
- Можно выгружать данные в удобном формате.
Такое приложение быстро нашлось. «В программу я вношу каждую трату. Сразу понял, что вести учет расходов нужно на месте: что-то оплатил — занес информацию в приложение. Иначе велик риск забыть об этом, не найти времени после. Данные потеряются, а чтобы их восстановить на основании данных из банковских приложений, нужно время», — объясняет мужчина.
Например, за июнь общая сумма расходов Ленара составила 977 000 рублей. Бо́льшая часть — 88% — деньги на ремонт.
Остальные расходы распределились следующим образом:
- 5% — еда вне дома.
- 2% — автомобиль.
- 2% — развлечения (кино, бары, клубы).
- 1% — такси.
- 2% — подарки.
- 1% — здоровье.
- 1% — продукты.
Вот пример того, как выглядит статистика расходов в приложении:
За покупку продуктов отвечает супруга, остальные базовые потребности семьи обеспечивает Ленар. Исключение составляет ипотека — за нее они платят совместно. В остальном у супругов раздельный бюджет.
Раз в месяц-два Ленар выгружает данные из приложений и анализирует расходы. Он сам написал простой скрипт (набор команд) на языке программирования Python, который объединяет 10–12 типов трат из приложения в четыре более крупные категории:
- Обязательные платежи — дом, здоровье, еда, автомобиль.
- Необязательные: еда вне дома, развлечения.
- Инвестиции: средства, которые мужчина вкладывал куда-либо на специальные счета для длительного накопления (вклады, инвестиции).
- Сбережения: просто живые деньги, финансовая подушка в рублях.
«Аналитика помогает принимать стратегические решения. Я знаю размер обязательных платежей и сразу вписываю их в бюджет на будущие месяцы, — делится Ленар. — Так же поступаю с накоплениями. Дельту на необязательные расходы могу тратить, могу отложить, если понимаю, что нужно больше откладывать для какой-то цели».
Ленар старается, чтобы необязательные платежи не превышали 30% от заработанных денег. Если в каком-то месяце тратит больше, в следующем сокращает такие расходы.
«Ремонт обошелся мне в два раза дешевле»: покупка и ремонт квартиры
В прошлом году Ленар и супруга приняли решение купить квартиру. В начале этого года стали рассматривать доступные варианты.
У семьи были такие требования к жилью:
- квартира или дом в хорошем ЖК или частном секторе с доступной инфраструктурой;
- не перегруженные детские сады и школы;
- хорошая транспортная доступность;
- небольшая удаленность от центра города.
Рассматривали квартиры в Казани и Иннополисе. Остановились на таунхаусе в Иннополисе. Он был дешевле, чем квартиры в Казани и даже квартиры в Иннополисе похожей площади. При этом у таунхауса есть плюсы частного дома: небольшой участок, терраса.
Двухэтажный таунхаус обошелся в 13 млн рублей. Часть денег брали в кредит, прошли по программе IT-ипотеки со сниженным процентом — 5% годовых. Ипотеку взяли на 30 лет с ежемесячным платежом в 80 000 рублей.
В таунхаусе предчистовая отделка. Выведены коммуникации, проведено отопление, остекление, теплые полы, выровнены стены. Самостоятельно нужно заниматься разводкой электрики, водопровода и делать чистовой ремонт.
Бюджет на ремонт Ленар начал считать еще на этапе покупки, стал искать ремонтные бригады, чтобы оценить, сколько денег потребуется. Общался с коллегами, узнавал контакты бригад по сарафанному радио, анализировал предложения в интернете.
«Цены на ремонт в Казани завышены — рынок перегрет новым жильем. Поэтому пришла идея искать в смежных с Казанью городах. Я выбрал Чебоксары — это всего в ста пятидесяти километрах от нас, удобно доехать на выходных, чтобы встретиться со строителями. В Казани и Иннополисе ориентировочная стоимость работ за квадратный метр была 25–30 тысяч, в Чебоксарах в два раза дешевле — около 13 000 рублей».
В качестве потенциальных кандидатов на ремонт Ленар рассматривал бригады, которые показались контактными в общении, вели конкретный диалог, могли структурировать информацию, были готовы показать сданные объекты или те, на которых ведутся работы.
Помимо оплаты работы строителей из Чебоксар нужно было обеспечить жильем в Иннополисе. Ленар нашел подходящий вариант — квартиру в двадцати минутах от таунхауса, которая стоит 13 000 в месяц. Снимать жилье придется 4–5 месяцев.
«По моим подсчетам, услуги ремонтной бригады обойдутся мне в 1 миллион. Если бы я начал работать с бригадой из Казани, то заплатил бы в два раза больше».
Все материалы для ремонта Ленар покупает сам — строители предоставляют ему список брендов на выбор. Сами покупают только инструменты: шпатели, сверла и так далее.
«Я откладываю примерно по 30% доходов»: сбережения и инвестиции
Инвестициями Ленар начал заниматься около четырех лет назад. Его цель — обеспечить семье комфортную жизнь после того, как мужчина перестанет работать. Государственной пенсии для этого недостаточно.
«Четыре года назад начал заниматься инвестициями. Хорошо изучил этот вопрос: разобрался в типах ценных бумаг, стратегиях инвестирования, рынках и других особенностях, — рассказывает мужчина. — Выбрал для себя подход: инвестировать вдолгую и придерживаться пропорций диверсификации. В месяц примерно 10–15% я тратил на покупку акций фондов».
Как разобраться в инвестициях
На Банки.ру есть обучение с подробными видеоуроками, с помощью которых узнаете, как инвестировать с максимальной прибылью.
После прохождения итогового теста подобрать брокера можно здесь, а если поймете, что вам подходят только консервативные инструменты, то вот подборка депозитов с высокой доходностью.
После введения санкций операции с купленными акциями проводить нельзя, российские акции Ленар не покупает. По его словам, за два года инвестирования ценные бумаги, которые он покупал, выросли примерно на 30%.
Помимо инвестиций Ленар копит деньги для крупных финансовых целей.
«Моя цель была — в короткий срок отложить сумму, равноценную 3–4 моим зарплатам. Это я сделал примерно за полгода. После стал откладывать чуть меньше — примерно 30% дохода. В последний год перед покупкой жилья старался снизить необязательные расходы и по максимуму вкладываться в накопления, потому что знал, что мне предстоит ремонт».
Благодаря контролю и управлению расходами Ленару удается распределить финансовую нагрузку, четко рассчитывать будущие затраты и бюджет на них.
Например, в июне 2023 года Ленар покупал машину. Автомобиль стоил 500 000 рублей, 375 000 из которых мужчина взял в кредит по ставке 13,5%. Перед началом ремонта кредит удалось погасить досрочно, чтобы избежать лишней кредитной нагрузки.